Аэропорт Нур-Султана приостановил заправку грузовых самолетов. Об этом сообщает КазТАГ.
«Столичная авиагавань приостановила заправку авиатопливом грузовых самолетов. Соответствующее извещение для пилотов издано вчера вечером со сроком действия до 18 ноября», — сообщил источник редакции СМИ во вторник.
КазТАГ обратился за подтверждением или опровержением указанной информации в пресс-службу аэропорта, но там отказались от комментариев.
Также редакция обратилась за комментариями в пресс-службы министерства энергетики и министерства индустрии и инфраструктурного развития.
Напомним, 21 октября КазТАГ опросил ряд крупных игроков авиационного рынка касательно ситуации с дефицитом авиатоплива и выяснил, что в аэропорту Нур-Султана запасов топлива осталось менее чем на 10 дней. Критической назвала ситуацию с топливом и авиакомпания Air Astana. Руководство аэропорта Караганды, комментируя ситуацию, отметило, что дефицит авиакеросина носит регулярный характер, подробно изложив свое видение причин нехватки авиатоплива. При этом, аэропорт Караганды закупает авиатопливо по Т400 тыс. за тонну. «КазМунайГаз» в оценке стоимости авиатоплива сослался на отраслевой обзор зарубежного СМИ, заявив, в Казахстане оптовая цена на авиатопливо крупных поставщиков нефти составляет Т229 тыс. за тонну.
Вместе с тем, о том, что в Казахстане наблюдается дефицит авиатоплива, КазТАГ сообщил еще 20 октября, а за два дня до этого – 18 октября редакция обратилась за комментариями касательно ситуации в министерство энергетики. Спустя неделю с момента обращения, ответ от минэнерго на тот запрос КазТАГ так и не получил и направил новый запрос в связи с тем, что крупнейшие аэропорты Казахстана ограничили заправку самолетов из-за дефицита авиатоплива. Ответ минэнерго, и то, охватывающий только ситуацию в аэропорту Нур-Султана, был получен 27 октября – лишь после того, как вышел соответствующий материал. 28 октября минэнерго дополнило свой комментарий, отказавшись признать угрозу срыва авиасообщений из-за дефицита авиаГСМ. В этот же день авиакомпания SCAT заявила, что в трех городах ситуация с авиаГСМ дошла до пика и предупредила, что возможен рост цен на авиабилеты. Позднее ситуацию прокомментировали и в министерстве индустрии и инфраструктурного развития, однако там, как и в минэнерго, отказались признать угрозу срыва авиасообщений.
28 октября информированный источник КазТАГ сообщил, что в правительстве Казахстана и НПП «Атамекен» озаботились вопросом поставок авиационного топлива, инициировав соответствующие совещания. Ближе к вечеру того же дня «КазМунайГаз» заявил о досрочном завершении ремонта на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ).
29 октября президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал ситуацию с дефицитом топлива в Казахстане, и вновь вернулся к этому вопросу 4 ноября на совещании по вопросам развития моногородов. Тогда он перечислил последствия возникшего дефицита и потребовал предоставить ему вариант решения проблемы.
«В свое время мы отказались от ценового регулирования нефтепродуктов, но это не значит, что все должно быть пущено на самотек. Может быть регулирование стоит вернуть, раз рынок работает только для себя, а не для граждан. Я поручаю администрации президента, привлекая, в случае необходимости, правоохранительные органы, разобраться в причинах возникновения дефицита и предложить пакет системных мер по реформированию отрасли», — сказал 4 ноября Токаев.
В министерстве энергетики, комментируя 10 ноября поручение Токаева, заявили, что в этом вопросе «нельзя просчитаться и допустить принятия опрометчивых решений».