В соцсетях кыргызстанцы публикуют жалобы на качестве угля, который был куплен в этом году. По их словам, печки приходится чистить чаще, такого раньше не наблюдалось.
«Такая ужасная сажа в печке….. и за 10 дней накапливается!!!! Больше невозможно!. Вот и чистим каждые 10 дней. Такого не было раньше…ЧТО ЗА УГОЛЬ У НАС НА РЫНКЕ?????!!!! АЛЕЕ УГОЛЬЩИКИ, ИЛИ КТО ТАМ КОПАЕТ….ВООБЩЕ КТО ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ЭТО?!!! ИМЕЙТЕ УЖЕ СОВЕСТЬ!!! Продавали как Кара Жыра. С Кара кече такая же история…. только чуть меньше накапливается . ЕСТЕСТВЕННО …..ЕСЛИ В ПЕЧИ ТАК НАКАПЛИВАЕТСЯ….А ЧТО ВЫХОДИТ ИЗ ТРУБЫ???? ДУМАТЬ СТРАШНО!!! Из за такого качества угля и смог в городе! Электричество запретили! И что нам делать?????», написала кыргызстанка в соцсетях.
Другие пользователи пишут, что столкнулись с такой же проблемой.
«В советское время наш уголь не разрабатывали. И даже по географии проходили что он так называемый » незрелый», он даёт малый коэффициент горения и большую зольность. Поэтому Весь уголь был привезенный из России и Казахстана. Сейчас весь уголь с внутреннего рынка, с месторождений которые разрабатывать нельзя», написал один из комментаторов.
«Оказывается у всех такая проблема. Тоже обратила внимание- дымоход моментом забивается…Поэтому и травятся люди угарным газом и дым черный и тяжёлый от этого угля», пишет одна из пользователей.
Стоит отметить, что проблема с углем, точнее с его дороговизной и нехваткой, стала острой.
В настоящее время в Бишкеке открыли несколько точек реализации угля по 3000 сомов.
Между тем в социальных сетях распространяется видеозапись, где транспортирующие уголь с карьера Кара-Кече в столицу водители грузовиков выражают свое недовольство. В частности, они против инициативы властей КР о снижении цены на топливо до 3000 сомов за тонну.
«Ни одному водителю не понравилось, что установили такую стоимость. Если правительство планировало снижать цену, надо было предупредить заранее, установить какой-то график. И пока машины госпредприятия загружались, мы могли бы оставаться дома. Нам и так приходится сутками стоять здесь в ожидании своей очереди. Иногда не то что еды — воды не бывает! А у нас есть и другие расходы, одно только колесо для грузовика стоит 22 тысячи сомов. Опять же у каждого есть семьи, дети», ‒ объясняет один из водителей, пишет «Азаттык».
«Кыргызкомур» в ответ отвергает эти обвинения.
«Они и так раньше продавали уголь по 6-7 тысяч сомов за тонну, получая чистую прибыль до 80 тысяч сомов. Если за один рейс у них выходил доход в 150 тысяч сомов, то 80 тысяч из них – это чистая прибыль. И теперь, боясь потерять эти деньги, они выражают недовольство. И их слова о том, что на Кара-Кече имеются конфликты, скандалы, не соответствуют действительности», ‒ заявила Жийде Зоотбекова.
Инициатива властей КР о продаже угля по сниженной цене возникла из необходимости экономить электричество.
Ранее глава «Кыргызкомура» Мирлан Жакыпов в интервью «Азаттыку» заявил, что причиной роста цен на уголь в Кыргызстане в этом году являются действия посредников. По его словам, «отпускная цена угля с Кара-Кече составляет 1330 сомов». «Даже если добавить расходы на ГСМ за доставку топлива с карьера, на замену запчастей транспорта и другие траты, себестоимость тонны угля не превысит 2500 сомов», ‒ отмечает он. И, по его мнению, реализация «черного золота» по три тысячи сомов за тонну вполне приемлемый вариант.
Но некоторые эксперты не согласны с ним. Так, экономист Азамат Акенеев на своей странице в «Твиттере» написал, что продажа угля ниже себестоимости «хоть и нарушает все законы экономики, но, пожалуй, единственный способ как то отсрочить или смягчить блэкаут» (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены ‒ прим. ред.):
‒ По 3000 ни один частник, естественно, продавать не будет. Это себе в убыток. У государства нет столько машин и водителей, чтобы обеспечить даже 1% потребности. Наиболее легкий путь – это покупать уголь у частников и продавать его рядом по 3000. Продажа угля с одной точки по 200-300 тонн в день, это даже не ИБД. Это вообще ничто. За ОЗП население потребляет больше миллиона тонн угля. Это по 30 тысяч тонн в день.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.