Сейчас в Ферганской долине уже обосновались крепкие, сплоченные и обученные группы боевиков — казахстанский эксперт

Автор -
784

Самая опасная ахиллесова пята всего центральноазиатского региона – Ферганская долина, родина Кокандского ханства. С того момента, как после завоевания царской Россией оно исчезло, а земли были поделены между Таджикистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном, периодически звучат призывы создать на его месте исламское государство. Об этом в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал политолог, экс-директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Булат Султанов.

Представьте себе, что в Ферганской долине соберутся люди, недовольные политикой правящих классов в своих странах, и в качестве альтернативы получат свободный эмират.

Сейчас в Ферганской долине уже обосновались крепкие, сплоченные и обученные группы боевиков. Поэтому для свободного наркотрафика и организованной преступности им на руку слабая власть в регионе. Если проецировать возможные негативные события на Афганистан, то всегда найдутся люди, готовые подкрепить и примкнуть к боевикам.

«Для нас(Казахстана — ред) ситуация сложная еще и потому, что в государствах Средней Азии внутриполитический кризис.

Не будем забывать, что в среднеазиатских странах вооруженные силы набираются в основном из сельской молодежи. А она – в основном с юга. И на госслужбу в правоохранительные органы можно попасть, только отслужив в армии. Поэтому молодежь из аулов целенаправленно отправляют служить с дальним прицелом на то, что она затем пристроится куда-нибудь в полицию или на таможню, а затем пристроит и своих родственников. Никто законы тейпов не отменял. Если основная масса рядового состава стран Средней Азии состоит из бедных слоев села, то там настроения не очень позитивные для правящих кланов.

Вспомним, Джо Байден заявлял, что американцы натаскали и вооружили с ног до головы 300 тыс. штыков афганской армии против 70 тыс. талибов. Что получилось? Пришли талибы*, и подготовленная американцами армия рассыпалась. Аналогичная картина может сложиться и в Средней Азии.

Если сюда придут талибы, и если они проведут соответствующую агитационно-пропагандистскую работу среди рядового и сержантского состава вооруженных сил, то события могут быть очень печальными. Казахстан и Россия подстраховываются, учитывая не самые высокие морально-боевые качества рядового и сержантского состава. Поэтому укрепляется военная база России, а мы перебрасываем военную технику в Киргизию и Таджикистан и укрепляем свой военный потенциал», отметил Б. Султанов.

«Кроме того, оттолкнемся от классической формулы: каждая страна может иметь вооруженные силы в пропорции 0,5% к населению страны. Если у нас 19 млн населения, значит, мы можем располагать армией в 85 тыс. человек. Именно столько в мирное время страна сможет прокормить. Если учесть, что состав вооруженных сил Казахстана значительно меньше, изменение ситуации в Афганистане опасно тем, что инфильтрация таджикских беженцев из Афганистана неизбежна на территории Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Что бы ни говорили, но уровень коррупции в среднеазиатских странах настолько высок, что говорить о создании прочного пограничного контроля на границах невозможно», рассказал политолог.

По его словам, на территории Таджикистана находится 9 млн таджиков. А на территории Афганистана их 10 млн. То есть, вопрос обеспечения границы между Таджикистаном и Афганистаном лично для меня – риторический. «Поэтому неспроста достигнуты договоренности между Душанбе и Пекином о создании в Таджикистане второй военной базы в дополнение к российской (по сообщениям СМИ, Китай предоставит Душанбе $8,5 млн на строительство базы — прим.ред.). И визит министра обороны Казахстана в Москву, на мой взгляд, связан именно с изменением ситуации в Афганистане», отметил Султанов.

Он считает, что Казахстан для России – прикрытие с южной стороны. Казахстан находится внутри треугольника, одна сторона которого – Россия, другая – Китай, а третья – среднеазиатские государства. И если на территории Средней Азии кто-то даст слабину, и там разместится американский военный объект, то это подорвет всю структуру безопасности и стратегической обороны России.

С территории любого из среднеазиатских государств можно будет за несколько минут, минуя Казахстан, долететь до России, поставив под угрозу военные объекты.

Поэтому в условиях обострения ситуации еще 16 октября 2020 г. в Нур-Султане министры обороны России и Казахстана подписали договор о военном сотрудничестве между странами. И Кремль, и Акорда заинтересованы в совместной подготовке военных кадров, военно-техническом взаимодействии. Ведь если кадры мы готовим в России, то у выпускников российских военных учреждений на выходе будет один склад ума. А если где-нибудь в Вест-Пойнте, то совсем другой. Поэтому сейчас, в условиях популяризации беспилотников, нам нужно готовить кадры по новым специальностям.

«В данный момент в российских военных вузах обучается 731 военнослужащий из Казахстана. Но они обучаются по прежним программам военной техники, средств противовоздушной обороны. Это все, конечно, нужно, но для ведения боевых действий между блоками условных государств. Сейчас же нужны специалисты в области изготовления, ремонта и управления беспилотниками. Кроме того, России нужен упрощенный порядок транзита военных грузов через казахстанскую территорию.

Мы поставили советскую военную технику и боеприпасы в Киргизию и Таджикистан, и ее нужно компенсировать поставками из России. Вот почему Казахстану за спиной нужен надежный союзник», отметил политолог.

Поделиться