На конференции в Бишкеке выразили обеспокоенность деятельностью биолабораторий Пентагона

Автор -
436

В Бишкеке прошла международная конференция «Биологические лаборатории США: угрозы Евразийскому пространству в Центральноазиатском регионе».

Эксперты из России, Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Армении, Грузии и других стран обсудили истинные цели и задачи бактериологических лабораторий США, передает «Ридус».

Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, который уже несколько лет занимается изучением ситуации с биологическими лабораториями на постсоветском пространстве, заявил, что их деятельность далеко не прозрачна.

По словам Мендковича, сейчас на территории Центральной Азии действуют три крупных биолабораторных комплекса, контролируемых США: в Алматы на базе Национального научного центра особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в Жамбылской области Казахстана и в Ташкенте на базе Института вирусологии. Эксперт уточнил, что все эти лаборатории имеют третий уровень биозащиты и были построены на деньги Пентагона.

«Львиная доля разработок этих лабораторий связана со сбором и вывозом в США материалов биологических исследований, которые велись на территории Центральной Азии в советский период, а также произведением контролируемых вспышек заболеваний, пока преимущественно направленных на домашних животных», — рассказал Мендкович.

Сообщается, что сейчас строится еще одна лаборатория с высшим уровнем опасности в Кордайском районе Казахстана. Её строительство планирую завершить к 2025 году.

Главный редактор «Ридуса» Андрей Гулютин, выступая на конференции, отметил, что международные эксперты в сфере медицины, биологии, поддерживающие их журналисты, общественники, политики требуют открыть информацию о деятельности более 400 американских биолабораторий, действующих под „крышей“ Пентагона и размещенных буквально по всему миру.

«Вряд ли их работа носит мирный характер, и очевидно, что она несет опасность жителям всего земного шара. Сейчас, когда по всему миру распространяется эпидемия коронавируса, происхождение которого, по сути, так и не установлено, и стоит на пороге угроза появления и распространения новых болезнетворных штаммов, это особенно важно. Если не получится прекратить работу военных биолабораторий, то необходимо хотя бы потребовать ее прозрачности», — заявил Гулютин.

По итогам конференции её участники намерены подготовить и представить итоговую резолюцию, в которой перечислят зафиксированные факты о деятельности западных биолабораторий и расскажут о представляющих угрозу экспериментах.

Стоит отметить, что в Казахстане в 2022 году планируют начать строительство лаборатории четвертого уровня биологической безопасности (BSL-4 – Biosafety Level 4). В ее подземном хранилище предполагается изучать опасные и особо опасные штаммы вирусов, вызывающие тяжелые и смертельные заболевания, против которых нет доступных вакцин и средств лечения. Уже на стадии обсуждения проект вызвал неоднозначную реакцию.

Новую лабораторию по плану должны достроить в поселке Гвардейский на юге Казахстана не позднее конца 2025 года. Когда именно ученые начнут в ней работать – пока неизвестно. Как неизвестны и другие подробности проекта – направления исследований, источники финансирования, гражданство привлекаемых специалистов, уровень доступа международных исследовательских структур и их степень вовлеченности в работу лаборатории, уровень риска для населения.

В пояснительной записке проекта отмечается, что «лаборатория заложит основу системы биологической безопасности страны, направленной на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных эпидемиологических факторов и предотвращение смертоносных биологических угроз».

Пандемия коронавируса дала толчок к началу строительства в разных странах мира подобных исследовательских объектов. «После COVID-19 больше стран построят лаборатории [BSL-4] в рамках нового акцента на обеспечении готовности к пандемии и реагирование на нее», – написали директор программы по биозащите для студентов-выпускников в Университете Джорджа Мейсона (США) доктор Грегори Д. Кобленц и содиректор Центра исследований науки и безопасности в Королевском колледже Лондона доктор Филиппа Ленцос в своем исследовании.

По их информации, схожие объекты строятся по всему миру. По данным, опубликованным в газете The Guardian , в мире «почти 60 лабораторий BSL-4 находятся в эксплуатации, строятся или планируются в 23 странах, в том числе семь в Великобритании. Мы составили список лабораторий BSL-4 по всему миру в виде интерактивного веб-сайта по адресу globalbiolabs.org. [По нашим данным] в Европе находятся 25 лабораторий BSL-4. В Северной Америке – 14, в Азии – 13, в Австралии – 4, в Африке – 3».

Российский вирусолог, несколько десятилетий проработавший в центре «Вектор», приводит схожие данные. В интервью «Известиям» член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии НГУ Сергей Нетесов рассказал, что в США находятся «больше десятка лабораторий BSL-4», а на территории СССР когда-то работали около 20 аналогичных объектов.

«В Советском Союзе было шесть противочумных институтов и 20 противочумных станций. BSL-4 лаборатория – это фактически тоже противочумная станция, только она оборудована всеми современными инженерными системами для безопасной работы с патогенами. […] Часть таких станций в СССР была расположена в бывших республиках Союза. Они остались в Азербайджане, в Армении, в Казахстане, в Кыргызстане, на Украине. Все они были нужны для расследования случаев необычных и особо опасных заболеваний. Такие заболевания до сих пор у нас и в бывших союзных республиках случаются. В Казахстане это конго-крымская геморрагическая лихорадка, которой в год бывает до 20 случаев, чума, сибирская язва и некоторые другие», – сказал Нетесов.

По словам ученых, подобные биолаборатории были, есть и будут во всем мире.

Против строительства объекта выступила Коалиция за запрещение биологического оружия – объединение, в котором состоят Единая Коммунистическая партия Грузии, Социалистическое движение Казахстана, Социалистическая партия Латвии и Коммунистическая партия Пакистана, призывает «выступить с заявлением в адрес властей Казахстан».

«Любая утечка или техногенная катастрофа в сейсмоопасной местности вызовет катастрофу невиданного масштаба, способную привести к гибели сотен миллионов людей в Евразии и нанести колоссальный удар по всем странам региона», – говорится в сообщении Коалиции.

С другой стороны, часть казахстанских экспертов считают, что опасность от лаборатории – из области слухов и домыслов.

«В новой лаборатории нет ничего страшного. После завершения строительства объект пройдет сертификацию по международным стандартам безопасности. Если вдруг контролирующие органы обнаружат несоответствия, исследования в лаборатории просто не начнутся. Предположения о разработке биологического оружия просто смешны. Казахстан связан международными обязательствами и соблюдает все договоренности в рамках партнерства с Россией, Китаем, странами ОДКБ и ШОС. Исследования на новом объекте будет вестись настолько прозрачно, насколько это возможно в рамках существующих протоколов, регламентирующих работу в учреждениях подобного типа», – считает казахстанский политолог Замир Каражанов.

В комментарии для Ia-centr.ru эксперт подчеркнул, что строительство лаборатории BSL-4 позволит Казахстану сохранить научный потенциал страны и обеспечить преемственность исследовательской школы, повысить эффективность изучения существующих потенциально опасных вирусов с тем, чтобы предотвратить новые вспышки пандемии.

Из прошлого

В 2018 году опасения общественности вызвала деятельность центральной референс-лаборатории в Алматы – ее строительство полностью оплачивали США. Тогда Ерлан Сансызбаев, исполняющий обязанности директора научного центра карантинных и зоонозных инфекций, на территории которого расположена Центральная референс-лаборатория объяснял, что слухи о разработке биологического оружия беспочвенны.

Сансызбаев отмечал, что разрабатывать биологическое оружие специалисты центра «не могут из-за технических ограничений». «Уровень биологической безопасности лаборатории равен BSL-3, а для военных целей необходимы иные оборудование, инфраструктура и помещение максимального четвёртого уровня биологической безопасности BSL-4», – сказал он в интервью изданию «Informburo.kz». Новая лаборатория в Казахстане будет иметь уровень BSL-4.

Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.