В Кыргызстане предлагают наказывать за принуждение к примирению по гендерным преступлениям

Автор -

    Гражданский союз «За реформы и результат» провел исследование соответствия национального законодательства международным стандартам «Противодействие насилию в отношении женщин и девочек в Кыргызской Республике: международные стандарты, законодательство и практика».

    Авторы исследования отмечают, что Кыргызстан стал одной из первых стран СНГ, где было принято законодательство по вопросам семейного насилия и защите от него. Особо подчеркивается, что необходимо усилить уже существующие механизмы защиты от семейного насилия. Анализ показал, что в законодательстве Кыргызстана нет четких мер и понятных алгоритмов действий по защите жертв. В Гражданском союзе отмечают, что существуют международные стандарты, по которым пострадавшие от насилия женщины и девочки получают пакет базовых услуг от государства.

    — У нас есть коррекционные программы для тех, кто совершил семейное насилие. Но нет четких мер по защите жертв, нет защиты их конфиденциальности, не оказывается коррективная помощь, в том числе психологическая. Сейчас на общественное осуждение вынесен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики «В сфере охраны и защиты от семейного насилия», где предлагаются поправки, связанные с оценкой риска. Это есть в наших рекомендациях. Поправки предполагают, что милиция должна оценивать есть ли риск, что насилие будет продолжаться или усиливаться, возможно ли, что после отбывания наказания нарушитель придет и не совершит еще более жестокое нападение на свою жертву и другие степени риска. Однако, нет методологии, как эти риски будут оцениваться. Эту норму нужно принимать сразу с готовой методикой, — говорит сопредседательница Гражданского союза Анна Зубенко.

    В анализе подчеркивается, что очень высок уровень скрытых от статистики преступлений в отношении женщин и девочек. Это не позволяет обеспечить должный уровень защищенности и реагирования. Высокий уровень скрытых, или латентных, преступлений в местах содержания под стражей. Положение женщин-заключенных, особенно содержащихся в ИВС, является наихудшим, поскольку Кыргызстан не может гарантировать базовые стандарты условий содержания в ИВС.

    — Проблемы женщины, задержанной по подозрению в совершении преступления, начинаются уже в момент доставления в ИВС: обыск проводится мужчинами, отсутствует доступ к элементарным средствам гигиены, доступ к медицинским услугам, нередки случаи ущемления человеческого достоинства, открытой дискриминации и т.д. Практикуется содержание беременных женщин и женщин с детьми в местах без соответствующих условий, — отмечается в основных выводах исследования.

    Предложены конкретные рекомендации в законодательство: личный обыск женщин-заключенных могут проводить только сотрудники женского пола и вне зоны видимости сотрудников противоположного пола, должны быть улучшены бытовые условия, обеспечены гигиенические потребности. Авторы исследовательского отчета полагают, что без достижения минимальных стандартов, суды не должны выбирать меру пресечения в виде заключения под стражу женщин с детьми и беременных женщин.

    Гендерная нечувствительность правоохранительной и судебной систем является препятствием и для оказания помощи пострадавшим. Она проявляется в слабом внимании к вопросам безопасности жертв, некорректном обращении, несоблюдении конфиденциальности. И зачастую в повторной виктимизации, когда жертва преступления вновь подвергается насилию, как правило психологическому, во время допроса или судебного заседания.

    — Количество гендерных преступлений и проступков растет, — говорит Анна Зубенко. — При этом наше исследование показало, что практика прекращения дел за примирением сторон все также распространена. Участвовавшие в опросах правозащитники и адвокаты говорят, что заявления о примирении сторон от потерпевших часто получают под давлением. Поэтому среди наших рекомендаций — предусмотреть в законодательстве меры, согласно которым принуждение к примирению будет наказуемым деянием. На наш взгляд, это может стать дополнительной защитой жертв преступлений от противоправных действий.

    Суды, которые рассматривают дела о насилии над женщинами и девочками часто затягиваются. Это приводит к усталости пострадавших, длительному нахождению их в стрессовом состоянии. Что в свою очередь расширяет возможности для давления на жертву. Давление на потерпевшую нередко оказывается, чтобы заставить ее изменить первоначальные показания и отказаться от обвинения. Существует судебная практика изменения квалификации обвинения в совершении менее тяжкого преступления, в результате которого лицу, совершившему насилие в отношении женщины, назначается более мягкое наказание. Одна из рекомендаций — введение института обязательного депонирования показаний женщин, пострадавших от насилия, чтобы защитить их от повторной виктимизации.

    Поделитесь новостью