Прокурор Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) заявил, что протестующие, собравшиеся на площади в Хороге, не приняли призыв главы региона прекратить протесты и не удовлетворились его заявлением о начале расследования по делу об убийстве Гулбиддина Зиёбекова. Об этом сообщает Озоди.
Они «напали» на главу ГБАО и правительственных чиновников, сказал Парвиз Орифзода в сообщении вечером 27 ноября на телеканале «Бадахшан», «нанеся серьезные телесные повреждения депутату парламента Азизу Гизода».
Источники Радио Свободная Европа / Радио Свобода в Хороге подтвердили, что член парламента был ранен. По словам одного из собеседников, который не пожелал называться, «Гизода вышел с губернатором, чтобы успокоить толпу. Когда бросили камень, он попал в него».
Ранее некоторые представители гражданского общества в Бадахшане сообщили РСЕ / РС, что несколько человек получили ранения в результате стрельбы 27 ноября на центральной площади Хорога . Пострадали как минимум четыре человека, но окружной прокурор не упомянул о травмах.
Парвиз Орифзода подтвердил факт стрельбы в центре города Хорог в заявлении, которое транслировалось в субботу вечером по телеканалу «Бадахшан», но сказал, что «это был предупредительный выстрел», и был произведен выстрел в воздух.
По словам прокуратуры, инцидент начался сразу после полудня 27 ноября, когда губернатор ГБАО Алишер Мирзонабот появился на публике после трех дней, которые он назвал «незаконными» протестами и требованиями жителей.
Таджикская служба РСЕ / РС сообщает, что 27 ноября Алишер Мирзонаботов призвал митингующих покинуть площадь. Некоторые протестующие заявили, что не приняли просьбу главы области, а вместо этого «потребовали его отставки».
Когда начались акции протеста в Хороге?
Напомним, что 25 ноября десятки жителей Рошткалинского района и города Хорога пришли к зданию администрации ГБАО и потребовали задержать и привлечь к уголовной ответственности виновных в убийстве Гулбиддина Зиёбекова. Они привезли тело убитого к зданию местной администрации.
Прокуратура ГБАО подтвердила, что 25 ноября в кишлаке Шохдара была проведена спецоперация силовых структур по задержанию Зиёбекова, который находился в розыске по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных статьями 181, ч. 3 («Захват заложника организованной группой») и 189, ч. 3 («Возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды») УК Республики Таджикистан. В заявлении надзорного органа говорилось, что Зиёбеков оказал вооружённое сопротивление работникам правоохранительных органов, открыл огонь из пистолета «Макаров», которым владел незаконно. Ответным огнём преступник был ранен», отмечается в заявлении прокуратуры ГБАО. Родные и близкие Зиёбекова опровергли официальную информацию о сопротивлении им силовикам. Один из очевидцев событий утверждает, что Гулбиддин Зиёбеков получил пулю в голову и погиб по дороге из Шохдары в Хорог.
В заявлении прокуратуры ГБАО говорится, что Гулбиддин Зиёбеков вместе с подельниками из организованной преступной группы 1 февраля 2020 года взял в заложники помощника прокурора Рошткалинского района А. Абирзода, в селениях Анджим и Барджангал этого же района подвергал его избиению и пыткам в течение 8 часов.
В свою очередь один из жителей Рошткалинского района рассказал Радио Озоди, что Зиёбеков только избил сотрудника прокуратуры. Поводом для этого стало предложение помощника прокурора местной жительнице вступить с ним в интимные отношения. Видео допроса помощника прокурора группой местной молодежи было выложено в сети интернет.
«Тогда бывший глава ГБАО Ёдгор Файзов решил конфликт миром: прокурор выступил с видеообращением и попросил прошение у жителей Бадахшана», сказал наш собеседник.
Жители ГБАО возмущены тем, что силовики не задержали подозреваемого живым и невредимым. Митингующие в Хороге заявили, что они протестуют против насилия со стороны силовых структур и опасаются повторения событий 2012 года. Тогда в результате спецоперации правительственных сил, по официальным данным, погибло 23 военнослужащих и 21 гражданское лицо.
Новый глава ГБАО Алишер Мирзонабот вечером в четверг принял представителей митингующих и сказал им, что был не в курсе планов по задержанию Зиёбекова, так как сам в это время находился в Мургабском районе. Глава ГБАО обещал в ближайшие 2-3 месяца провести расследование этого инцидента, а также по факту стрельбы на площади.
25 ноября в ходе стычки между протестующими и сотрудниками силовых ведомств Таджикистана были ранены несколько человек. Как сообщили источники Радио Озоди, двое их раненых скончались в областной больнице. Утром 26 ноября умер Гулназар Муродбеков — он получил огнестрельное ранение в ходе операции по задержанию Гулбиддина Зиёбекова. Третий погибший в ходе событий в Хороге — Тутишо Амиршоев. Ранены также 5 сотрудников силовых структур. Между тем жители сообщают о десятках раненых среди мирных граждан, но из-за отсутствия доступа к официальной информации проверить эти сведения пока что невозможно.
В СМИ появилось обращение жителей ГБАО:
Мы, жители Горно-Бадахшанской автономной области и ее выходцы, проживающие за пределами области и страны, в очередной раз стали свидетелями правового произвола органов правопорядка на нашей малой родине и обострению ситуации Хороге.
С 2012 года территория области превратилась в перманентный очаг напряженности. В ходе так называемой спецоперации силовых структур Республики Таджикистан в июле 2012 года погибли 23 мирных граждан.
Несмотря на рекомендации Комитета ООН до сих пор никакого расследования по событиям со стороны властей республики не проведено. В мае 2014 года таджикские силовики в центре города Хорога расстреляли машину, в результате чего погибло двое граждан, четверо были тяжело ранены. В мае 2020 года, в Рушанском районе, грубое отношение силовиков во время поимки преступника также привели к конфликту с населением, в результате чего мирные граждане получили тяжелые увечья.
Вчера, 25 ноября, некомпетентность и вседозволенность представителей структур правопорядка привели к гибели жителей села Тавдем Рошткалинского района Гулбиддина Зиёбекова и Амиршоева Тутишо. Уголовное дело в отношении Гулбиддина Зиёбекова было возбуждено предвзято. Гулбиддин и другие жители Рошткалинского района заступились за свою сестру, которая стала жертвой харрасмента со стороны помощника прокурора района. Видео-доказательство этого происшествия, было распространено еще в прошлом году, но органы правопорядка никак не отреагировали на этот факт. Вместо этого дело возбудили против Гулбиддина, в итоге он убит. Силовые структуры также открыли огонь по демонстрантам в городе Хороге поранив восьмерых человек из числа мирного населения.
На протяжении почти 10 лет идет масштабная кампания по очернению жителей области, в основном ее молодежи, которую потом по различным обвинениям осуждают на длительные сроки. За эти годы в тюрьму было посажено более 1000 молодых людей, что для нашей и без того малочисленной области является очень существенной цифрой.
Горно-Бадахшанская автономная область является протестным регионом, и вина в нестабильности ситуации лежит, прежде всего, на центральной власти, бедственное социально-экономическое положение, безработица и отсутствие доходов, недофинансирование области, как за счет бюджетных средств республики, так и внешних инвестиций, которые прямым образом влияют и на безопасность данной области и республики, на динамику роста недовольства среди населения.
Нерешение этих проблем приводит в результате к открытым столкновениям с правоохранительными органами, правительственными структурами, приводя к демонстрациям и силовым методам решения проблем области.
С 2018 года по Указу президента в области создан Межведомственный штаб по обеспечению порядка и законности. Данная структура вопреки законодательству Таджикистана взяла на себя функции суда, следствия и местных исполнительных органов власти, нарушая законодательство как Республики Таджикистан так и международные нормы.
Жители области даже не имеют права избирать себе председателя и совместно искать пути решения проблем области. Последние назначения в области и вовсе лишили народ надежды на улучшение ситуации. Область нуждается в решении своих глобальных проблем, но новые кадры совсем не имеют для этого опыта и, скорее всего, даже понимания и желания, что-либо делать в этом направлении.
Такой деструктивный подход и милитаризация области создает все большую пропасть между властью и населением и ведет к крупной дестабилизации в регионе Последние события в Хороге ярко демонстрируют это утверждение.
Учитывая складывающуюся ситуацию, мы как полноправные граждане Республики Таджикистан требуем от властей:
По ситуации 25 ноября 2021 года
- Немедленно обеспечить все виды связи с ГБАО
- Привлечь к уголовной ответственности всех причастных к убийству Гулбиддина Зиёбекова и Амиршоева Тутишо и тех, кто применил оружие против протестующих из числа мирного населения 25 ноября 2021
- Предоставить адекватную моральную и материальную компенсацию семьям погибших и раненным из числа мирного населения
По вопросам укрепления местной власти
- Созвать внеочередной маджлис народных депутатов и пользуясь его правом законодательной инициативы внести изменения в Закон “О ГБАО” с тем, чтобы глава области избирался путем голосования
- Восстановить законную власть в регионе и ограничить вмешательство Государственного Комитета Национальной Безопасности (ГКНБ) в деятельность других государственных структур
- Восстановить на ключевые должности в региональных силовых структурах представителей местного населения
По вопросам демилитаризации области
-
Ликвидировать созданный в 2018 году межведомственный штаб по обеспечения порядка и законности и отправить прикомандированных силовиков в их постоянное место дислокации
-
Полностью демилитаризировать город Хорог, а военные подразделения дислоцировать в военных частях и в приграничных зонах