Партии, по итогам выборов не преодолевшие избирательный порог, намерены сформировать «народный парламент». А две из шести пришедших в Жогорку Кенеш партий заявили о себе как об оппозиции, пишет Азаттык.
Однако, по новой Конституции полномочия парламента серьезно урезаны, а такое понятие как «оппозиционное меньшинство» кануло в Лету.
Попытки сформировать «Народный парламент»
Некоторые партии, принявшие участие в выборах в парламент, не признают итогов голосования и намерены сформировать «народный парламент». По их словам, в этот парламент могут войти партии, которые не сумели преодолеть 5-процентный порог, и кандидаты от одномандатных округов.
О планах формирования нового движения рассказал лидер «Азаттыка» Исмаил Исаков:
— Официальные итоги выборов должны озвучить до 18 декабря. До этого мы пытаемся проверить бюллетени, чеки и протоколы. Но ЦИК не соглашается на наши просьбы. Если власти продолжат идти таким путем, то появится единая [оппозиционная] сила. Мы будем бороться в рамках закона. Из 1 млн 293 тысяч проголосовавших людей 20% поддержали партии, которые не прошли в Жогорку Кенеш. У нас есть намерения вместе с ними сформировать «народный парламент», работать самостоятельно и предлагать свои идеи властям. Мы предложили [объединиться] партии «Ата Мекен». Другие партии тоже думают. Пока не известно, сколько депутатов будет в «народном парламенте». Мандаты будут распределяться в зависимости от полученных голосов. Позже мы предоставим остальную информацию.
Такой опыт формирования парламента и правительства оппозиционными силами в противовес официальным властям имеется в странах Западной Европы. В Кыргызстане такая инициатива поднимается не впервые.
С этим можно сравнить выборы 2010 года, когда проигравшие выборы партии сформировали параллельный парламент, которым руководил лидер партии «Замандаш» Муктарбек Омуракунов.
Клара Сооронкулова, баллотировавшаяся в рядах партии «Ата Мекен», так оценивает положение нынешней оппозиции:
— Еще рано говорить, что есть объединенная оппозиция. Потому что нас объединили нарушения законов во время выборов. Там есть политики, с которыми я не схожусь во мнениях. Но в то же время, насколько укрепляется власть, настолько усиливается оппозиция. Если известные политики замолчат, то оппозиция появится среди народа. Это естественное явление. Мы постараемся наладить связь с оппозицией в Жогорку Кенеше.
Сейчас партии «Ата Мекен», «Азаттык», «Улуттар Биримдиги», «Социал-Демократы» и Партия зеленых заявили о непризнании итогов выборов. Они провели два митинга перед зданием Центризбиркома и потребовали провести повторное голосование.
Когда эти партии проводили митинг, на лидера партии «Ата Мекен» Омурбека Текебаева было совершено нападение. Этот инцидент он связал со своей политической деятельностью и с тем, что он не признает итоги выборов.
После этого Акматбека Келдибекова (партия «Азаттык») и Бектура Асанова («Ата Мекен») вызвали на допрос в ГКНБ. Позже, после допроса, Келдибеков заявил, что поменял свое мнение об итогах выборов.
Свое мнение выразил Бектур Асанов, который принимал участие в выборах в составе партии «Ата Мекен»:
— После окончания выборов давление на оппозицию усилили во время митингов перед зданием ЦИК. Начали запугивать кандидатов в регионах. Нападение на Омурбека Текебаева и мой допрос в ГКНБ расцениваем как давление. Они сами не знают, зачем вызвали меня. Даже не допрашивали официально. Сейчас стараются разделить оппозицию.
Общественный деятель Кемел Ашыралиев считает, что парламент обновился на 30% и что надо дать возможность поработать тем, кто избрался впервые:
— В VII созыв Жогорку Кенеша пришли люди разных профессий. Например, будет депутатом Мирлан Самыйкожо, у которого нет больших денег. Он никогда не получил бы мандат, если бы не провели такие выборы. Нет необходимости проведения повторных выборов. Потому что это окажет нагрузку на бюджет страны. Наоборот, надо дать возможность поработать новоизбранным депутатам.
Какой будет оппозиция в Жогорку Кенеше?
Центризбирком опубликовал результаты со всех избирательных участков.
Согласно предварительным итогам, в Жогорку Кенеш проходят партии «Ата-Журт Кыргызстан», «Ишеним», «Ынтымак», «Альянс», «Бутун Кыргызстан». Три политические партии, победившие в политической гонке, расцениваются как провластные. 36 мест из 90 получила эта тройка.
Лидер партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров — один из политиков, критикующих Садыра Жапарова. Согласно предварительным подсчетам, в Жогорку Кенеше будут шесть представителей от «Бутун Кыргызстан». Один из них – Эмиль Токтошев — утверждает, что позиция партии в Жогорку Кенеше останется неизменной:
— «Бутун Кыргызстан» — оппозиционная партия. В Жогорку Кенеше мы продолжим вести свою оппозиционную деятельность. Потому что должна быть партия, которая говорит о недостатках властей. Если не будет такого, то все станет однооднобоким.
Напомним, в новой Конституции нет понятий оппозиционного меньшинства и коалиционного большинства. Ранее закон гарантировал присутствие оппозиции в Жогорку Кенеше, и фракции, которые туда входили, руководили комитетами по бюджету и финансам и по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции. Таким образом, авторы Основного закона хотели обеспечить баланс в работе парламента и исполнительной власти.
Жанар Акаев, который предварительно проходит в парламент по списку партии «Альянс», высказал свое мнение:
— У новоизбранных депутатов осталась только одна сила -это трибуна Жогорку Кенеша. Если рассматривать с разных точек, то у парламента ограничены полномочия. Например, если не принять отчет правительства, оно продолжит работать. Но депутаты могут формировать общественное мнение. Я считаю, что в нынешнем, седьмом, созыве оппозиция будет сильнее по сравнению с предыдущим созывом. Потому что [в парламент] пришел один из основных политических оппонентов Садыра Жапарова – Адахан Мадумаров. Нет оснований предполагать, что в парламенте не будет оппозиции. Если власти будут вести несправедливую политику, то у нас хватит сил говорить об этом.
11 апреля в Кыргызстане прошел референдум, где 79% (1 048 660) избирателей поддержали проект Конституции, возвращающий систему президентского правления в стране. Противники реформ отмечают, что в одних руках концентрируется неограниченная власть, а сторонники утверждают, что власти будут нести полную ответственность.
Политолог Эмиль Джураев считает, что роль оппозиции особенно значима в стране с президентским правлением, и приводит свои аргументы:
— В понимании властей и их сторонников оппозиция – политическая группа, которая выступает против всего. Конечно, не бывает и без этого. В некоторых случаях оппозиция бывает вынуждена идти на такое. Но если не будет оппозиции, то власти не смогут оценивать свои решения со стороны. Власти и их сторонники должны понимать, что оппозиция нужна. Но в то же время она должна быть конструктивной. И кроме критики предлагать еще и решения.
Выборы в Жогорку Кенеш состоялись 28 ноября. Они прошли по смешанной системе, впервые было использовано преференциальное голосование. Во время подведения результатов электронная система дала сбой, что вызвало споры по итогам голосования. Оппозиция говорит, что итоги были сфальсифицированы, а Центризбирком утверждает, что произошла «небольшая техническая ошибка».