Фронт национального сопротивления Афганистана опроверг сообщения иранских СМИ о встрече своего лидера Ахмада Масуда с основателем и главой американской частной военной компании Blackwater Эриком Принсом в Душанбе. Об этом сообщает Озоди.
Али Майсам Назари, руководитель отдела внешних связей Фронта национального сопротивления, 7 декабря в беседе с ТВ «Afghanistan International» назвал безосновательными сообщения о переговорах в столице Таджикистана Масуда-младшего с руководителем Blackwater, утверждая, что лидер ФНС находится в Афганистане. Днем ранее об этих переговорах со ссылкой на «осведомленный источник» сообщила иранская проправительственная газета «Tehran Times». Никакие подробности издание не приводит, и лишь отмечает, что причина неудач сил антиталибского сопротивления кроется в сотрудничестве с американской Blackwater.
Американская частная военная компания Blackwater основана в 1997 году. С января 2010 года она называется Academi, в ней работает около 20 тыс. человек, однако развитая структура дочерних компаний позволяет утверждать, что в выполнении контрактов задействуется более 600 тыс. человек. Blackwater участвовала в военных действиях в Афганистане, в устранении последствий урагана «Катрина», работала на нефтедобывающие корпорации и страховые компании.
Ряд экспертов считают, что цель публикации проправительственной газеты «Tehran Times» – дискредитация Ахмада Масуда в глазах иранского общества. По их словам, правительство Ирана разделено на две группы – одна поддерживает радикальное движение «Талибан» (запрещено в ряде стран мира), другая имеет хорошие отношения с лидером афганского сопротивления Ахмадом Масудом.
Месяц назад СМИ сообщали о встрече Ахмада Масуда с духовным лидером Ирана Али Хаменеи.
Во время встречи аятолла Хаменеи призвал лидера ФНС стремиться к переговорам с нынешним правительством для достижения мира и выхода из афганского кризиса.
«Единственный способ разрешить конфликт и предотвратить будущие трагедии в Афганистане — сформировать всеобъемлющее правительство с участием всех политических сил, включая Фронт национального сопротивления», — заявил аятолла Али Хаменеи.
Тем временем иранская газета «Ормони Милли» сообщила, что Ахмад Масуд находился в Мешхеде в том числе и с посланием от президента Таджикистана Эмомали Рахмона бывшему губернатору Герата Исмаил-хану. Согласно источнику, президент Таджикистана в обращении сделал акцент на формировании универсального правительства.
МИД Ирана сделал официальное заявление по поводу визита Ахмада Масуда в Мешхед. Представитель ведомства Саид Хатибзаде заявил, что приезд Масуда-младшего в Иран был согласован с Кабулом и был, в частности, связан с экспортом электроэнергии в Афганистан.
Он добавил, что на прошлой неделе между иранскими и афганскими энергетическими компаниями было достигнуто соглашение об экспорте электроэнергии.
Как пишет эксперт Александр Князев, за время присутствия в Афганистане военными и специальными структурами США было создано очень большое количество различных частных военных компаний (ЧВК). Их можно разделить на две отчасти условные категории:
— ЧВК, созданные под эгидой (или по модели) известной Blackwater. После скандалов, связанных с деятельностью в Ираке, в новые ЧВК (в Афганистане) личный состав набирался в основном из граждан страны деятельности, то есть в нашем случае — из афганцев. Большинство из них до августа 2021 года работали для Пентагона и союзных ему иностранных контингентов. Информация об этих ЧВК довольно дефицитна, можно отметить только высокую степень участия афганских пуштунов, особенно из племенной группы дуррани (преимущественно восточные провинции). Есть также тюркоязычные ЧВК из узбеков и туркмен, об участии таджиков и хазарейцев неизвестно. Как неизвестно и нынешнее состояние этих прокси-структур;
— ЧВК, созданные афганскими политическими (в основном этническими) группировками на основе военных отрядов 1990-х годов, — они в целом сохранились с разной степенью помощи со стороны США. Среди них выделяются группировки, происходящие из Панджшера, где значительное число участников — моджахеды из отрядов бывшего Северного альянса или их родственники, земляки (провинции Панджшер и Парван, район Саланга, провинция Баглан). Большое количество курирующих их политиков находятся под контролем разных американских структур и способны выполнять задачи, непрямым образом поставленные представителями США. Среди афганских политиков, причастных к этим ЧВК, можно отметить нынешнего экс-вице-президента Амруллу Салеха, третье десятилетие работающего для спецслужб США, а также ряд бывших военных и высокопоставленных представителей управления национальной безопасности и Министерства обороны ИРА.
Ещё одним важным ресурсом американских прокси-средств являются военные подразделения этнополитических групп, прежде всего — таджикской партии «Джамиате Исломи» (Исламское общество Афганистана), узбекской «Джумбеш-е Милли-е Исломи-е Афгонистон» Абдул-Рашида Дустума.
Их фактическое бездействие весной-летом 2021 года не означает отсутствия у них военного потенциала, скорее оно объясняется отсутствием каких-либо американских рекомендаций по сопротивлению наступлению движения талибов. За исключением хазарейцев-шиитов, все без исключения действующие афганские политики — как в стране, так и в эмиграции — ориентированы преимущественно на США и их союзников, включая Турцию, и подконтрольны им. Соответственно, существующие под основными лидерами иерархизированные сообщества всегда могут быть мобилизованы для выполнения определённых задач в интересах своих лидеров и, соответственно, их американских кураторов.