Прогрев двигателя автомобиля десятилетиями вызывает споры среди водителей. Даже производители машин до сих пор не пришли к единому мнению по этой теме. Одна часть компаний настоятельно не рекомендует прогревать двигатель до начала движения, другая советует немного постоять на месте. Каждый водитель самостоятельно определяет время ожидания, ориентируясь на температуру охлаждающей жидкости и другие показатели, пишут СМИ.
Почему прогрев мотора по-прежнему актуален
Отрасль двигателестроения не стоит на месте: компании регулярно представляют новые разработки и инженерные решения. Одна из ветвей развития – снижение нагрузки на механизмы силового агрегата под воздействием низких температур. Многие современные двигатели стали устойчивее к морозам, но их прогрев по-прежнему остался актуальным.
Ожидание перед началом движения непосредственно связано с комфортом водителя. Ехать в промёрзшем салоне неприятно, поэтому многие автомобилисты предпочитают давать время на прогрев охлаждающей жидкости. За несколько минут ожидания антифриз наберёт нужные кондиции, и часть его тепла направится внутрь машины через отопитель. В это время водитель может заняться подготовкой автомобиля к началу движения.
С технической точки зрения, прогрев двигателя остаётся полезной процедурой. Под воздействием низкой температуры вязкость моторного масла неизбежно повышается, что может повлечь за собой масляное голодание отдельных механизмов. Холостой ход – наиболее щадящий режим, при котором даже загустевшее масло справится со своей задачей.
Понижение температуры также влияет на зазоры между элементами двигателя. Металлические узлы немного уменьшаются, поэтому расстояние между ними увеличивается. Подобное явление провоцирует шумную работу «холодного» мотора в зимний период. Повышенная нагрузка на двигатель с увеличенными зазорами влечёт за собой дополнительный износ и расход моторного масла. На современных двигателях производителям удалось сделать зазоры минимальными, поэтому данный фактор потерял прежнюю актуальность.
Особенности прогрева двигателя
Многие водители задаются вопросом температуры антифриза, до которой следует прогревать двигатель автомобиля. Минимально рекомендуемое значение составляет 0°С. Важно понимать, что температуры охлаждающей жидкости и масла отличаются. Антифриз прогревается быстрее, поэтому его характеристики не дают объективной картины.
Намного удобнее ориентироваться на обороты двигателя при прогреве. С целью ускорения набора температуры блок управления автоматически повышает скорость вращения поршневой группы, постепенно возвращая её к стандартному значению. Установите для себя отметку, при достижении которой вы будете начинать движение, например, 1000 оборотов в минуту. При таком показателе масло уже обретёт оптимальные показатели и обеспечит минимальный износ элементов двигателя.
Зимой рекомендуется избегать движения на высоких оборотах и резких стартов с места до достижения рабочей температуры антифриза. В среднем она составляет +85°С и определяется по открытию большого контура циркуляции охлаждающей жидкости. После этого водитель может полностью использовать мощность двигателя без повышенных нагрузок.
Зачем вообще что-то греть?
Под рабочей температурой подразумевается температурный режим, при котором двигатель автомобиля нормально работает в номинальных режимах — то есть эффективно на протяжении какого-то времени. Для современных «дизелей» оптимальная температура составляет 85–90 градусов Цельсия, для бензиновых агрегатов — 90–100 (хотя в некоторых моторах эта цифра может достигать 110 градусов). Когда температура ниже этой отметки, уменьшается коэффициент полезного действия (КПД) и увеличивается износ деталей, потому что большинство технических жидкостей работают не оптимально.
Речь, в первую очередь, про моторное масло — ведь его характеристики подбираются таким образом, чтобы эффективно выполнять свои функции при рабочей температуре двигателя. После холодного запуска маслу требуется некоторое время, чтобы выйти на оптимальные характеристики, затечь во все полости и отверстия и начать делать то, для чего его и заливают в мотор, — как следует смазывать все трущиеся детали.
Но низкая температура влияет ещё и на гидравлические характеристики моторного масла — на его способность удерживать масляную плёнку на деталях при минусовых температурах. А ведь именно она требуется при холодном старте двигателя после длительной остановки. И чем ниже качество масла, тем быстрее замёрзшая плёнка на трущихся поверхностях «срывается», приводя к так называемому сухому запуску, при котором износ деталей увеличивается. Негативно сказывается на ресурсе и неправильно подобранная вязкость моторного масла: чем оно гуще, тем сложнее будет двигателю завестись.
При низкой температуре двигателя плохо работает и отопитель салона (печка), потому что в большинстве автомобилей воздух для салона нагревается с помощью охлаждающей жидкости (ОЖ). А её температура на работающем без нагрузки двигателе растёт слишком медленно. По той же причине невозможна эффективная работа систем, отвечающих за «экологичность» выхлопных газов: пока не прогреются двигатель и ОЖ, система рециркуляции выхлопных газов (EGR — способствует снижению вредных выбросов в атмосферу) и катализатор будут функционировать неэффективно.
Наконец, сразу после холодного запуска современные двигатели самостоятельно выставляют «прогревочные» обороты, которые могут достигать 1500–2000 в минуту. В это время в цилиндры поступает обогащённая топливная смесь (то есть с увеличенным количеством бензина), что повышает расход топлива. Но страшно не это, а то, что длительная езда на обогащённой топливной смеси ведёт к закоксовыванию контактирующих с ней деталей (свечи, поршни, поршневые кольца, клапана, цилиндры и так далее). А ещё обогащённая смесь портит катализатор, потому что способствует образованию нагара и сажи на сотах и последующему их разрушению. Поэтому начинать движение сразу после запуска — на обогащённой смеси — специалисты не советуют.
Что говорит эксперт: греть или нет?
Самая простая рекомендация — как минимум дождаться момента, когда обороты двигателя упадут с прогревочных до холостых. После этого можно аккуратно начинать движение, не поднимая обороты выше двух тысяч для бензиновых моторов и выше полутора тысяч — для дизельных.
Когда на улице сильный мороз (20–30 градусов и ниже), мотор лучше прогреть подольше — до тех пор, пока стрелка температуры охлаждающей жидкости не начнёт подниматься (обычно это 50–60 градусов).
Однако «греться» долго тоже не имеет смысла. Во время стоянки с заведённым двигателем прогревается только мотор, да и то не слишком эффективно. А вот коробка передач, амортизаторы, редуктор и мосты (если они есть), и всякие резинки (сайлентблоки, покрышки и так далее) остаются холодными. Эти элементы прогреваются только во время движения, причём плавного, без резких нагрузок — это позволит дольше сохранить детали автомобиля в рабочем состоянии.
Стоит отметить, что всё описанное выше касается в первую очередь бензиновых двигателей — дизельные агрегаты в морозы на холостом ходу прогреть вообще невозможно. Для них существуют внешние подогреватели, работающие автономно: от электросети, аккумулятора или другого источника питания. Ну а лучше всего они греются во время движения.