Щедрый жест по отношению к соседу в беде вызвал недовольство многих кыргызов, которые недоумевают, почему их правительство передало Казахстану дополнительные водные ресурсы, когда их не хватает в самом Кыргызстане. Журналист и эксперт Брюс Панниер рассказал о ситуации:
8 декабря премьер-министр Казахстана Аскар Мамин поблагодарил председателя Кабинета министров Кыргызстана Акылбека Жапарова за передачу Бишкеком дополнительных объемов воды Казахстану этим летом.
В сообщении правительства говорилось об «осуществлении кыргызской стороной дополнительного сброса воды из Токтогульского водохранилища», который позволил обеспечить потребности аграриев южных регионов Казахстана в поливной воде в условиях маловодия.
Казахстан действительно пострадал от сильной засухи, и благодаря дополнительным водным ресурсам из Кыргызстана удалось спасти фермерские хозяйства и скот на юге Казахстана, однако от засухи значительно пострадал и сам Кыргызстан.
Именно поэтому кыргызские депутаты выразили недоумение «щедростью» своего правительства.
«В то время [прошлым летом] многие фермеры обращались, просили воду для полива, а мы им отвечали, что воды нет, — сказал 9 декабря депутат парламента Дастан Бекешев, добавив, что люди начали звонить ему и другим депутатам, после того как стало известно о комментариях Мамина. — [Люди, которые звонили] сказали, что, получается, мы им врали».
Засуха в Кыргызстане привела к тому, что объем урожая зерновых в этом году сократился на 34 процента. Похожая ситуация сложилась в соседних республиках.
Казахстан — один из ведущих мировых экспортеров зерна — в этом году, опять же из-за засухи, отметил снижение урожая зерна на 20 процентов по сравнению с 2020 годом.
Казахстан и Узбекистан просили Кыргызстан спустить больше воды во время вегетационного периода в 2021 году, хотя чиновники всех трех стран знали, что это может привести к критическому снижению уровня воды в Токтогульском водохранилище.
Этот уровень уже достиг критической отметки — около 10,8 миллиарда кубометров воды, тогда как нормальным значением является 15 миллиардов кубометров и выше.
Токтогульская гидроэлектростанция (ГЭС) обеспечивает около 40 процентами электроэнергии, вырабатываемой в Кыргызстане, и работает круглый год, обычно сбрасывая около шести-семи миллиардов кубометров воды в зимний период.
Если уровень воды опустится ниже шести миллиардов кубометров, турбины Токтогульской ГЭС перестанут вращаться.
Поэтому в обмен на дополнительные водные ресурсы Казахстан и Узбекистан согласились поставлять электроэнергию в Кыргызстан, чтобы ГЭС не пришлось работать на полную мощность и резервы воды в водохранилище могли пополниться до следующей весны.
Но вода накапливается недостаточно быстро, а большая часть казахстанской электроэнергии и вся электроэнергия из Узбекистана уже была передана.
8 декабря представители Национальной энергетической холдинговой компании Кыргызстана сообщили, что Кыргызстан уже получил 616,4 миллиона кВт⋅ч из 900 миллионов кВт⋅ч, которые обещал поставить Казахстан.
Казахстан должен был получить 330 миллионов кубометров воды из Токтогульского водохранилища, и Бекешев хочет знать, какой объем воды был передан дополнительно.
10 декабря в министерстве энергетики Кыргызстана дали краткое разъяснение, отметив, что сброс воды в Казахстан осуществлен на основе договоренностей о получении поставок электроэнергии из Казахстана.
Но, похоже, это был чрезмерно щедрый жест по отношению к соседней стране, и Мамин поступил правильно, публично поблагодарив Кыргызстан за помощь, без которой ситуация с урожаем в Казахстане сложилась бы куда более неблагоприятным образом.
Однако о щедрости кыргызского правительства, очевидно, знали далеко не все в Кыргызстане, и в условиях, когда инфляция в 2021 году составила около 11,8 процента (по данным Национального банка), а цены на товары первой необходимости в этом году выросли на 15 процентов и более, кыргызские потребители не обрадовались тому, что объем производства продуктов питания снизился из-за нехватки воды, которая в действительности была в стране.
11 декабря министр энергетики Кыргызстана Доскул Бекмурзаев сообщил, что правительство не продало «ни литра воды» из Токтогульского водохранилища. По его словам, речь шла «только о возврате Казахстану ранее полученной электроэнергии».
«Я официально заявляю, что мы не продали ни литра воды. Не нужно политизировать вопрос. В нужный момент соседи нам предоставили электроэнергию, которую мы должны вернуть. Треть мы уже вернули. Так же будет и в 2022, и в 2023 году. Я уважаю депутата Дастана Далабайевича [Бекешева], но не надо вводить в заблуждение, заявляя о продаже воды. Вода не продавалась и не будет», — сказал Бекмурзаев.