На протяжении 18 месяцев организатор этого громкого ограбления находился у всех на виду, играя роль порядочного торговца бриллиантами. О громкой афере с драгоценными камнями рассказал канал
Каменная сказка.
Бельгийский город Антверпен является вторым по величине портом в Европе, крупным промышленным и культурно-образовательным центром. Но прежде всего Антверпен известен как «алмазная столица мира», ведь именно через него проходит 80% всех алмазов.
Прямо напротив железнодорожного вокзала Антверпена находится «Бриллиантовый квартал» — пять улиц, где на первых этажах зданий расположены ювелирные магазины и офисы алмазных дельцов. В Антверпене тех, кто занимается торговлей и обработкой алмазов называют «диамантеры». Несмотря на название, глаза посетителей этого района не ослепляет блеск бриллиантов. Традиционные ухоженные европейские улочки не отличаются особенной роскошью, хотя в витринах прохожие могут рассмотреть ювелирные изделия с драгоценными камнями. Разумеется, более дорогие и эксклюзивные камни и украшения находятся внутри помещений, а то и вовсе в специальных хранилищах. Здесь же находится Антверпенская алмазная биржа, которая состоит из четырёх зданий, в которых работает больше 10 000 человек, а алмазная индустрия приносит Бельгии более четверти дохода страны.
В середине 2001 года итальянец Леонардо Нотарбартоло арендовал офисное помещение в здании Антверпенского алмазного центра, в котором находились хранилища со 189 депозитными ячейками клиентов центра. В этих ячейках хранились алмазы, бриллианты, ювелирные изделия и драгоценные металлы как частных лиц, так и компаний. Нотарбартоло в течение 18 месяцев выдавал себя за обычного торговца алмазами, даже заключал выгодные сделки. А 16 февраля 2003 года провернул вместе с подельниками ограбление, которое вошло в историю как «ограбление века».
Здание Антверпенского алмазного центра было оснащено самыми современными системами безопасности того времени. Десятки видеокамер, электронные пропуска, инфракрасные датчики, датчики сейсмической активности, датчики движения, допплеровские радары (специальные радары, используемые для получения данных о скорости объектов на расстоянии) и ещё много всевозможных технических ухищрений, которые делали хранилище неприступным для грабителей и повергли бы в шок и заставили отказаться от дела даже всех друзей Оушена. Но Леонардо Нотарбартоло не для того полтора года тщательно готовился к ограблению, чтобы пасовать перед такими мелочами.
В ночь с 15 на 16 февраля весь Антверпен был поглощён важным спортивным событием — теннисным турниром. В ту ночь как раз состоялась игра между Винус Уильямс (старшая сестра Сирены Уильямс) и бельгийкой Ким Клийстерс. А в это время Нотарбартоло с подельниками выносил из здания алмазного центра добычу на 100 миллионов евро.
Тревогу подняли лишь в 6 утра, когда грабителей уже и след простыл. Прибывшие на место преступления сотрудники полиции были просто обескуражены увиденным. Хранилище было перевёрнуто вверх дном, вскрыты 123 из 189 ячеек, а пол усеян остатками роскоши, которые грабители, судя по всему, уже не смогли унести чисто физически. По предварительным подсчётам, общая сумма украденного составила 100 миллионов, а детективы не сомневались — судя по полному отсутствию улик, они имели дело с профессионалами экстра класса.
Лучшие бельгийские детективы приступили к осмотру места преступления. И главный вопрос всех присутствовавших в здании Антверпенского алмазного центра был «как?!?». Все системы безопасности работали исправно, а грабители вошли и вышли так, словно на их пути и не было всех этих современных технических ухищрений.
Постепенно полицейские стали понимать, как преступникам удалось обмануть системы безопасности: датчики света, заклеенные чёрной изолентой; датчики движения, обработанные обычным лаком для волос (который свёл к минимуму чувствительность датчиков и позволил грабителям спокойно пройти мимо).
Но самое интересное касалось двери хранилища весом 3 тонны, которую можно было открыть при помощи четырёхзначного кода и двух механических ключей. Код был введён правильно с первого раза (иначе бы сработала система предупреждения). Как потом рассказал сам Нотарбартоло, он неоднократно бывал в хранилище в качестве добропорядочного диамантера и незаметно установил камеру, причём так, чтобы была видна комбинация, которую вводят на двери хранилища.
А где же преступники разжились двумя ключами? Изготовили дубликаты? А вот тут всё гораздо прозаичнее. Перед входом в хранилище находилась небольшая комнатка с металлическим шкафом, где хранились различные средства для уборки. Там же, на крючках висели оба ключа. Как говорится, заходи и бери. Стоит отметить, что оба ключа преступники заботливо вернули на место.
Нужно ли говорить, что отпечатков пальцев на месте преступления полицейские не обнаружили. Ни малейшей зацепки, даже крохотной версии — ничего. Но идеальный, как казалось, план преступников был разрушен привычкой выбрасывать мусор где попало.
На следующий день после ограбления, в полицию поступил звонок от местного охотника, который прогуливался по своим угодьям и обнаружил в одном месте кучу мусора. Мужчина был уверен — это дело рук вредных подростков, с которыми у него постоянно случаются словесные перепалки. Мол, решили непорядочные детки отомстить старику. Но полицейских заинтересовала одна важная деталь — охотник упомянул, что среди мусора были конверты с печатью алмазного центра. Детективы выехали на место, собрали улики и начали проверку. Полицейские обнаружили чек за бутерброд, купленный в магазинчике неподалёку от алмазного центра. Удача улыбнулась стражам порядка — по видеозаписям из магазина, им удалось установить личность человека, купившего бутерброд. Им оказался никто иной, как Леонардо Нотарбартоло.
В этот же день итальянца задержали. Участвовали в краже еще четверо членов группы, каждому из которых преступный лидер дал псевдоним: Спиди, Монстр, Гений, Король ключей. Троих соучастников установили и арестовали, а вот Король ключей остался единственным неустановленным членом банды, которому удалось скрыться от следствия.
Похищенные из хранилища алмазного центра ценности так и не были обнаружены.
Сам Леонардо Нотарбартоло во время допросов настаивал: их нанял некий торговец алмазами с целью страхового мошенничества. Они должны были похитить ценности, передать их диамантеру, а тот бы получил страховую выплату. Более того, Нотарбартоло утверждал, что их группу просто подставили, ведь когда они вошли в хранилище, оно уже было частично опустошено, а они забрали ценностей всего на 20 миллионов, не больше.
Но версия со страховым мошенничеством в ходе следственной проверки не подтвердилась, а сам итальянец так и не рассказал, куда они успели деть награбленное.
В 2005 году Леонардо Нотарбартоло приговорили к 10 годам заключения, но в 2009 году он был освобождён условно-досрочно. В 2011 году его объявили в розыск за нарушение условий условно-досрочного освобождения (он не выплачивал компенсации потерпевшим). Лишь в 2013 году его задержали и вновь отправили в места не столь отдалённые, откуда он освободился в 2017 году.
Нотарбартоло активно давал интервью, в частности, крупному международному изданию Wired, в которых продолжал настаивать на версии со страховым мошенничеством.
Интересный факт: Леонардо Нотарбартоло утверждал, что их преступная группа тренировалась с полномасштабной копией хранилища, созданной при помощи некоего инсайдера из алмазного центра.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.