Оппозиционеров он съедал, или о том, как правил страной президент-каннибал Бокасса

Автор -
978

Жан-Бедель Бокасса — правитель Центрально-Африканской Республики — прославился как один из самых кровавых диктаторов не только Африки, но и мира. Своих оппонентов и просто неугодных он в прямом смысле слова съедал: Бокасса еще прослыл и как людоед, а человечину называл «сахарной свининой».

Жан-Бидель Бокасса родился в семье сельского старосты, отец умер, когда мальчику исполнилось 6 лет. Матери пришлось одной растить двенадцать детей. В 19 лет юноша решил, что будет искать славы и богатства в карьере военного. Его приняли во французскую армию, и во время Второй мировой войны Жан-Бидель дослужился до чина сержанта.

Армия, которая приняла Бокассу с распростертыми объятиями, поспешила без шума избавиться от него после одного «подвига», совершенного во Вьетнаме, — там Франция тоже успела повоевать. Во время одного из рейдов храбрец сержант потерялся в джунглях, а примерно через неделю взвод, прочесывающий лес, заметил дымок от костра: на огне жарилось мясо, а рядом лежало разделанное человеческое тело. Так Бокасса решил «употребить» захваченного в плен вьетнамского партизана. Сначала, как он сам признался, съел сердце и печень врага — чтобы «получить чужую храбрость»…

Бокасса был ритуальным каннибалом, поглощая плоть своих врагов или врагов своего клана, он делал себя сильнее, подчеркивал свое могущество.

После его свержения французским спецназом, при обыске императорского дворца были найдены части человеческих тел в холодильниках. Допрошенный личный повар экс-императора Филипп Ленгис показал, что часто готовил различные блюда из человеческого мяса.

По свидетельствам других очевидцев, к числу которых относились и многочисленные дети Бокассы от его семнадцати жен, император любил есть в одиночестве «сладкую свинину», которую готовили только для него одного. Был случай, когда его сын-подросток попытался отведать любимое отцовское блюдо, но был наказан отцом, который объяснил ему, что это мясо врага, только взрослый сильный мужчина может есть его, иначе дух врага окажется сильнее и может повредить слабому едоку…

После службы он вернулся на родину, которая в 1960 году обрела независимость. Президентом ЦАР стал Давид Дако, кузен Бокассы. Дако возвел своего родственника в чин полковника и сделал командующим вооруженных сил.

Благодарность Жан-Беделя не заставила себя ждать. В новогоднюю ночь 1966-го он совершил переворот, заняв место президента. Мгновенно был распущен парламент, конституция перестала действовать, законодательство претерпело значительные изменения. Бокасса объявил себя пожизненным президентом, потом решил стать маршалом республики, однако этого ему показалось мало — и он подался в императоры.

От штаба до трона

Уже в первый год президентства Дако вспыхнуло антиправительственное восстание на границе с Заиром, которое несколько месяцев не могли подавить. Дэвид Дако в это время ездил по Европе, выпрашивая кредиты для «экономического развития страны». Деньги ему давали: в ЦАР имелись месторождения алмазов и урана. Но, несмотря на кредиты, экономика страны разваливалась — зато богатели члены парламента, министры и сам президент. Бокасса с отвращением наблюдал за правлением племянника. И, видимо, позволял себе критиковать родственника вслух.

В начале 1965 года президент ЦАР приказал Бокассе собирать чемоданы и отправляться во Францию знакомиться с опытом военных. А в это время Дэвид Дако вынашивал план избавления от дяди, которого в стране уже считали возможным «спасителем отечества». Через девять месяцев полковника Бокассу сочли достаточно образованным, чтобы вернуть на родину и… арестовать через две недели. Конкретных обвинений не предъявили — просто зачитали указ о смертной казни. За день до дня приведения приговора в исполнение Бокасса побрил голову и отказался от пищи — он собирался встретить смерть, как подобает мужчине его племени.

Казнить Бокассу не успели: его друзья-военные смогли поднять войска и уже через полтора часа после начала восстания захватить столицу страны. Из тюрьмы Жан-Бидель вышел героем и новым президентом. Именно в этом эпизоде кроется ответ на вопрос, почему Бокасса, достигнув власти, со своими врагами расправлялся мгновенно и очень часто своими руками. Чтобы не повторилась история спасения, подобного собственному. На фотографиях 70-х годов он везде запечатлен со знаменитой тростью из эбенового дерева и слоновой кости — она была средством расправы с политическими противниками и людьми, вызвавшими гнев правителя. Президент убивал их, всаживая в глаз наконечник трости.

В 1976 году Бокасса придумал себе новый титул: «император Центральной Африки, волей центральноафриканского народа, объединенного в национальную политическую партию МЕСАН». Коронация новоявленного императора праздновалась с размахом. На самолетах из Франции были доставлены 7 тонн цветов, 5200 ливрей и 600 фраков и смокингов, сшитых у Кардена, 25 тысяч бутылок бургундского, 40 тысяч бутылок шампанского, 10 тысяч приборов столового серебра. Корону для императора изготовил парижский ювелир Клод Бертран, она была украшена драгоценностями, являвшимися главным достоянием государства, в том числе бриллиантом в 58 каратов. Бокасса пригласил на свое торжество президентов нескольких европейских стран и папу римского. Правда, столь высокие гости не приехали — но зато во дворце не было недостатка в белых и черных дипломатах, бизнесменах, звездах кино.

Любовь к «сахарной свинине»

На празднике коронации Жан-Биделя Бокассы присутствовали и полсотни заключенных из столичной тюрьмы — те, кто по разным причинам вызвал недовольство императора. Обращались с этими людьми на удивление мягко: обильно кормили, подолгу «выгуливали». Свой путь земной они закончили на дворцовой кухне и в виде особых мясных блюд были поданы к столу.

На коронацию Бокассы  было потрачено более 20 миллионов долларов. Туфли, в которых он был во время церемонии, занесены в Книгу рекордов Гиннесса, как самые дорогие в мире. Церемониал во многих деталях копировал коронацию Наполеона I, которого новоявленный император считал своим образцом.

Со сказочной роскошью коронации и императорского двора контрастировал очень низкий уровень жизни в стране. В 1977 году был 1 врач на 43,4 тыс. жителей и всего 1 зубной врач на всю Центральноафриканскую империю.

Если необычные гастрономические пристрастия императора к тому времени и были тайной, то разве что для гостей. К тому времени в стране людоедство… вошло в моду. Никто уже не удивлялся исчезновениям по ночам людей, чаще всего молодых девушек и детей. Впрочем, и у приближенных Бокассы были шансы оказаться на столе: одного из надоевших министров император распорядился подать к обеду. Другого несчастного велел зажарить, нафаршировав рисом, — и пригласил за стол… его семью.

Уже после свержения Бокассы его повар Филипп Ленгис рассказал об «особых блюдах», которые готовил для императора. Сам Жан-Бидель называл человечину «сахарной свининой». В поездки он обязательно брал с собой законсервированное мясо — искусник-повар придумал способ, который сохранял любимую пищу Бокассы свежей по нескольку месяцев.

Привозил он их и в Москву в 1970 году, где Бокасса, тогда еще просто президент и председатель единственной разрешенной в ЦАР партии «Движение социальной эволюции Черной Африки», встречался с Л. И. Брежневым.

Вернувшись домой, он перецеловал всех министров. Говорил, что так можно узнать, замышляет ли человек что-нибудь плохое: если губы мокрые и расслабленные — значит, искренний; если сухие и горячие — доверять ему не стоит.

К середине 70-х император пресытился даже человеческим мясом и стал коллекционировать свои ощущения от… поедания представителей разных профессий. Единственные в стране ученый-математик и врач-стоматолог закончили свою жизнь на разделочных столах дворцовой кухни.

Такой же была участь победительницы первого в стране конкурса красоты. Бокасса мечтал собрать уникальный гарем — по одной жене из разных стран Европы, Азии и Африки. Но успел завести только 17 жен, которые родили ему 55 детей. Всех их император даже не знал в лицо, принцы и принцессы носили на одежде золотые значки с его портретом.

После свержения императора несколько его детей остались в стране, один сын работал дворником, его сестра завела собственную прачечную. Еще двое сыновей перебрались в Европу и открыли свой бизнес. Один стал владельцем сети закусочных фаст-фудов в Париже, другой держит ресторан в одном небольшом немецком городе.

А вот студент Сорбонны и бывший принц Антуан Жан-Бидель Бокасса ужаснул видавших виды французов. В начале 80-х в его квартире полиция обнаружила холодильник, заполненный «женскими грудями, вырезкой с живота и бедер, хрящами ушей и носов молодых женщин… В горах мяса, найденных в морозилке, голов не нашли, но зато под кроватью и в постели наследного принца были обнаружены шесть до блеска отполированных черепов».

Любовницу, которая стала его первым блюдом, звали Дорис. Девушка-студентка довольно долго встречалась с Бокассой-младшим и, видимо, имела в отношении него серьезные намерения. Он, как оказалось, тоже. Дорис он задушил, когда та спала. Французские газеты тогда печатали отрывки из протоколов допроса Бокассы-младшего: «Я наслаждался, поедая ее парное мясо, особенно печень и сердце, так как, по нашим африканским поверьям, это означает, что ты становишься мужественнее и храбрее… Столовой ложкой я съел в сыром виде ее мозг — чтобы быть умным и хитрым, как женщина. В последующем всех новых девушек, которых я приводил к себе домой, я угощал бифштексами, приготовленными из мяса не только Дорис, но и остальных моих прежних подружек».

Император Бокасса руководил страной с 1966-го по 1979 год. Все эти годы он возводил шикарные дворцы для себя и своих близких. Одних только официальных жен у сластолюбивого африканского вождя было 18, они родили ему 77 детей. Самой любимой супругой была Катерина, которая взошла с ним на престол.

Позднее Средневековье

В стране при Бокассе царили средневековые порядки: господствовали жестокость и террор. За небольшое нарушение граждане ЦАР сурово наказывались: за два проступка отрубали уши, за три — руку.

Спецслужбы охотились за диссидентами, а тиран присутствовал на расправах с ними. Впрочем, кровавое правление африканца мало кого волновало на Западе. В частности, французов устраивала лояльность Бокассы, а методы, которыми он удерживал власть, их не заботили.

Меж тем экономическое положение империи ухудшалось, бреши в бюджете латать становилось все сложнее. Усугубила положение коронация, часть которой оплатила Франция. К 1979 году в Париже пришли к выводу, что больше не получится закрывать глаза на происходящее: дальнейшая поддержка Бокассы компрометирует внешнюю политику Франции. Последней каплей для Парижа стала инициированная Бокассой жестокая расправа со школьниками.

Дело школьников

Это было одно из самых кровавых и беспощадных дел, которые сотворил Бокасса на посту главы государства. Желая пополнить бюджет, изрядно опустевший из-за шикарного образа жизни вождя нации, Бокасса издал оригинальный указ: все босоногие ученики, посещавшие единственную в столице школу, должны были отныне приходить на занятия только в школьной форме. Но их родители с трудом могли покупать учебники, форма для подавляющего большинства семей была слишком дорогой.

Школьники вышли на акцию протеста. После этого с детьми жестоко расправились: 200 учеников вначале подвергли пыткам, а потом забили до смерти. Бокасса лично присутствовал на казнях.

Вскоре император-людоед отправился с визитом к другу — ливийскому лидеру Муаммару Каддафи, а в столице ЦАР — городе Банги высадился французский десант, который мгновенно и бескровно восстановил режим президента Дако, свергнутого 13 лет назад.

Пир духа

Бокасса с женой отправились в изгнание. На двух его роскошных виллах Villa Kolongo и Villa Berengo французские солдаты нашли горы порнографии, десятки огромных бриллиантов, а также человеческие останки в морозильных камерах и кости тех, кого Бокасса приказывал скормить крокодилам. Личный повар тирана признался: он готовил для него блюда из человечины, однако ему под страхом смерти запрещено было об этом рассказывать. Ходили слухи, что однажды Бокасса убил своего министра и скормил его мясо остальным членам кабинета, после званого ужина рассказав им об «основном блюде» — в назидание и для острастки.

Бокасса поселился в роскошном имении под Парижем, однако в 1986 году решил вернуться на родину и предстать перед судом. Бывший император сумел убедить судей в том, что людей не ел, а части человеческих тел держал в холодильниках «на удачу», в соответствии со старинными африканскими поверьями.

Несмотря на то что его признали невиновным в каннибализме, других обвинений хватило, чтобы приговорить его к смертной казни. Впрочем, через год высшую меру наказания заменили пожизненным сроком, а потом 20 годами тюрьмы. Однако кровавый тиран вышел на свободу уже в 1993 году — в результате всеобщей амнистии, объявленной в стране.

Мало того, Бокасса решил вернуться в большую политику, объявив всем, что стал вегетарианцем. Западные политтехнологи предсказывали ему неплохие шансы на победу. К счастью, от реставрации правления диктатора-людоеда судьба уберегла граждан Центральноафриканской Республики: в 1996 году Бокасса скончался от инфаркта.

Как-то император Бокасса давал обед в честь президента дружественной республики Уганда Иди Амина. Когда подали жаркое, приправленное соусом из сока жожоба, зашел разговор о том, как его величеству удалось покончить в своей стране с коррупцией.

«Нет ничего проще», ответил император. «Для начала, я добавил к своим титулам Отца нации, Верховного Главнокомандующего, Понтифика, Генерального секретаря партии гурманов и Лучшего Друга бегунов на средние дистанции титул Главного Взяточника. Населением это было воспринято с подлинным энтузиазмом. Ибо таким образом кардинально решалась главная проблема, актуальная во все времена: кому давать? Под моими окнами сразу начались стихийные митинги и демонстрации, которые я запретил разгонять. Но в пылу всенародного ликования меня забыли спросить, чем я собираюсь брать?»

И чем же? — спросил почетный гость после некоторой паузы.

«Взятки я беру только взяткодателями, чеканно ответил Император. Не далее, как сегодня утром меня посетил один из них, который, судя по всему, вам особенно понравился. Поэтому не стесняйтесь и положите себе еще кусочек».

Кстати, Иди Амин тоже вошел в историю как тиран и… правитель-каннибал. Вот такая жуткая история.

Поделитесь новостью