Решение стран-участниц ОДКБ «помочь» Казахстану подавить волну протестов начало воплощаться. СМИ сообщают, что Белоруссия отправляет в Казахстан 500 военнослужащих, Россия — 3000, Таджикистан — 200, Армения — 70. А вот Кыргызстан пока не принял решение, отправлять ли военных в Казахстан.
Между тем аналитики никак не могут прийти к единому мнению о том, что именно происходит в этой стране и кто за этим стоит, пишет издание «Новые известия», которое опубликовало мнение некоторых экспертов.
Отправка войск ОДКБ обернется катастрофой
К примеру, журналист Эльмар Гусейнов считает, что при оценки этих событий следует иметь в виду:
- Волнения в Казахстане не есть результат разборок внутри казахстанской власти. Протесты нацелены на полное отстранение назарбаевской элиты от руководства и финансовых потоков.
- Президент Токаев — часть этой элиты. Ему не договориться с протестующими и придётся тоже уйти. Он как был, так и остался несамостоятельной фигурой.
- При всей массовости протестов и огромном грузе недовольства народа ситуацией в стране волнения опираются на организующие действия мощных сил в неназарбаевской элите казахстанского общества.
- Это определённые люди и определённые кланы. Внутри Казахстана. На них чётко указывает сама география протестов. Они начались и сильнее всего проявляются на Западе Казахстана и в Алма-Ате. Можно поэтому точно сказать, кто стоит за протестами. Даже назвать фамилии.
- Казахи не будут подавлять протесты силой. Казахи никогда не будут стрелять в казахов — не тот народ. Я имею ввиду не только национальную психологию, но и организацию, структуру нации.
- Любое вмешательство извне — Россия или ОДКБ (которое и есть Россия) — приведёт к полномасштабной колониальной войне, которую силы вторжения быстро проиграют. Результатом будет катастрофа для тех, кто эти силы отправит.
- Вторжения не допустит Китай.
- России надо стиснуть зубы и молчать. В Казахстане для России ничего нет.
- Уровень российской аналитики по Казахстану — публичной аналитики – ничтожный…»
Казахи будут видеть в российских солдатах оккупантов
Российский политик Леонид Гозман призвал соотечественников подумать, как отразится на них решение о вводе войск ОДКБ в соседний Казахстан:
«Приглашение иностранных войск для борьбы со своим народом, по моим представлениям – измена Родине.
Но с президентом Токаевым, который обратился с такой просьбой к государствам ОДКБ, а фактически — к России, пусть разбираются в Казахстане.
Я про нас. Каковы будут для нас последствия участия наши сограждан в подавлении протестов в Казахстане?
1. Протесты в Казахстане ничем не грозят России, но, возможно, представляют собой угрозу для власти наших нынешних правителей.
Значит, наши солдаты будут защищать там не Родину, не ее безопасность, а в лучшем случае, существующий сегодня в России режим. А это не одно и то же.
2. В наших солдатах там будут видеть оккупантов, а значит, они там будут погибать – казахстанцы будут сопротивляться.
Вспомните, что именно там уже в новое время было восстание против СССР, которое Москва подавляла войсками.
3. Часть военных Казахстана перейдут на сторону Сопротивления.
Кто-то, не делая этого открыто, будет помогать оружием и деньгами. Число жертв увеличится.
4. Наши солдаты там будут убивать, пусть даже стреляя в ответ.
Это будет усиливать ненависть к нашей стране и ко всем нам. А к нам вернутся люди с опытом убийств.
5. Наше руководство, напуганное происходящим в Казахстане, будет закручивать гайки, ужесточать внутреннюю политику.
Впрочем, об этом, наверное, можно не волноваться – они и так делают в этом направлении все возможное. Сильно хуже не будет, но новые аресты неизбежны…»
30 лет рисовали 95% единственному кандидату, поэтому никто не знает, чем недоволен народ
Социолог Константин Сонин не видит никакого политического представительства у этого протеста:
«1956-1968-1979-1981-…
Повсюду упоминаются аналогии с 1956 годом, когда русские (советские) войска вошли в Будапешт и с 1968 годом, когда те же самые войска (формально, войска стран Варшавского договора) были введены в Прагу. Можно также вспомнить 1979 год, когда наши войска сменили одного афганского диктатора на другого, и в результате были вынуждены взять под крыло кабульское руководство на долгие восемь лет. Наконец, в 1981 году руководство Польши ввело военное положение, опасаясь вторжения российских войск для «наведения порядка».
Между тем особой аналогии во всех этих событиях с нынешним казахским кризисом не просматривается. Во всех предыдущих случаях в странах-жертвах вмешательств наблюдался явный и глубокий «раскол элит». В Венгрии коммунисты-реформаторы только-только сменили сталинистов. В итоге ввода войск реформаторский курс, направленный на радикальную десталинизацию и восстановление рыночной экономики, был оставлен, но руководство во многом осталось прежним. Политически Надь (свергнутый во время вторжения) и Кадар (приведённый к власти) были одним и тем же.
Точно также в Чехословакии-1968 ввод войск остановил реформы предшествующих лет и привёл к некоторой смене наверху, но это вновь была корректировка курса при сохранении власти представителями тех же сил. Те в руководстве ЧССР, кто активно выступал за введение войск, к власти не пришли. И, конечно, в обоих случаях НЕ БЫЛО легитимной власти, «запросившей» вторжение — в обоих случаях войска вводились против воли высшего руководства стран.
В Казахстане происходит, пока, нечто совсем другое. Никакого раскола элит, чтобы это ни значило, не происходит и никакой политической альтернативы «номинальному преемнику» Токаеву пока не наблюдается. Аналогом вторжений 1956-го и 1968-го (и непроизошедшего 1981-го) было бы введение войск по просьбе «наследников Назарбаева» чтобы остановить «реформы Токаева». Но ничего этого нет и в помине.
Можно, конечно, придумать, что обращение Токаева за помощью к ОДКБ (к России) — это «поворот к Москве», то есть разрыв с курсом Назарбаева, который всегда был на построение независимой нации. Но невозможно представить, чтобы это, отказ от того суверенитета, который строился столько лет, было элитным консенсусом… То есть чтобы провести аналогию с 1956-м или 1968-м, нужна всё-таки какая-то очень специфическая трактовка событий. Это уж не говоря о том, что та политика, которая проводилась венгерский реформаторами в 1956-ом и чехословацкими в 1968-ом была направлена против социализма и против российского контроля, а здесь ни в курсе правительства, ни в протестах нет ничего связанного с Россией.
Я не говорю — и специально подчёркиваю это — что хорошо понимаю, что там происходит в Казахстане. Если тридцать лет рисовать на выборах 95% единственному кандидату, никто точно не знает, чем недовольны люди. Но факт пока что политического представительства у этого протеста нет никакого и никто не пытается таким представителем стать…»
В отличие от архаичной Белоруссии, у Казахстана остается шанс на будущее
Политолог Александр Морозов оставляет шанс президенту Токаеву
- Пишут, что Токаев коварно сместил Назарбаева с поста главы Совбеза. По-моему, наоборот, он по согласованию с Назарбаевым вывел его из-под ответственности за дальнейшее кровопролитие, сохраняя за Назарбаевым статус «великого старца над схваткой». И то, что Назарбаев не делает никаких публичных заявлений — это подтверждает.
- Слепцы продолжают тупо противопоставлять белорусов «снявших обувь» казахам, которые «удачно все разгромили». К сожалению, сколько бы политологи не объясняли, что победа майдана в Украине — это случайность, вызванная бегством Януковича, и что уличное насилие в большинстве таких восстаний в последнее десятилетие кончилось только установлением контроля военными, а вслед за тем и восстановлением тех же практик правления, что и раньше, многие в наших землях, к несчастью, продолжают мыслить не дальше, чем «жечь покрышки». И никакая политологическая компаративистика не в состоянии им разлепить глаза. Это — спасительно, что белорусы ничего не жгли и не ничего не штурмовали с арматурой.
- Хотя все мгновенно обнулилось 5 января в связи с вводом войск ОДКБ, но все же надо помнить: Токаев был «президентом модернизации и ожидаемых реформ». Сохранит ли он возможность вернуться к ситуации «до восстания»? Теперь это очень тяжело. Поскольку все балансы разрушены, а ожидания населения сорвались с тормозов. Однако следует исходить из того, что Токаев хотел бы быть не «архаичным диктатором», а «президентом XXI века», т.е. «здравствуй, Сингапур и Малайзия». И в отличие от Беларуси, где Лукашенко — это «глухая архаика», у казахстанского общества может сохранится возможность после того, как 19 января закончится ЧП и контингент ОДБК уйдет (или даже останется, это не так важно) — участвовать в открытых выборах. Я бы этого не исключал. Вот если бы восстание закончилось сразу как в Египте или Бирме, т.е. сразу переходом власти в руки казахских военных и условного «министра обороны» или «главы генштаба» — тогда — да — конец всей модернизации. А вот Токаеву я бы оставил шанс (аналитически).
- Надо помнить, что событие это — страшное. Это восстание — не предвестник «демократизаций», не часть «четвертой волны» (в теориях демократизаций). Это событие скорее в ряду «ожидания войны в Евразии», ожидания дальнейшего катастрофического обвала всего и «войны всех против всех». И сейчас невозможно сказать: получает Кремль бонусы от этого, или он катится вместе со всей ситуацией в Евразии — дальше в ту же черную воронку, в которая открылась аннексией Крыма…»
Это была спецоперация, в результате которой Казахстан перестал быть страной им. Назарбаева
Политолог Станислав Белковский считает, что эти события могли бы спровоцированы Кремлем:
Весь большой смысл казахстанской драмы 5 января 2022 года прояснился меньше, чем за 24 часа.
Что это было?
Вполне возможно – спецоперация Кремля по трансформации Республики Казахстан в недвусмысленного военно-политического сателлита Российской Федерации. Владимир Путин же твёрдо считается мастером спецопераций – а отнюдь не больших официальных войн. И сюжет 5 января явился нам типично, классически путинским. Как РФ-президент привык и умеет. См близкие ситуации в некоторые недавние времена.
Итоги 5 января.
1. Лично и непосредственно Владимир Путин, и прежде известный как великий миротворец, предотвратил катастрофу казахстанской государственности, запланированную Понятно Кем (см. выше).
2. Посему Казахстан и непосредственно его лидер г-н Токаев прекращают незрелые многовекторные метания.
Страна становится надёжным военным союзником РФ. Теперь здесь точно не будет агрессивных баз НАТО, в частности – старшебратской Турции. И никакого двустороннего милитарного сотрудничества ни с кем, кроме самого старшего брата – РФ.
3. Мечты о стратегическом партнёрстве с той же Турцией (членом НАТО, как ни крути) остаются в прошлом.
4. ИноАгенты, представляющие в РК интересы США и других вредных стран, будут зачищены по российскому образцу.
Нельзя прощать предателей, которые только что собирались ввергнуть страну в неусмиримую пучину бедствий.
5. Казахстан больше не будет конкурировать с РФ за транзитные коридоры / маршруты Азия – Европа.
Если что делаем – то вместе и заодно.
6. С КНР сотрудничать можно, но не вопреки и не в ущерб интересам РФ.
Китай уже согласен: лишь бы Центральная Азия не оказалась под американо-турецкой чёрнеющей пятой.
7. Ну и на латиницу казахский алфавит переводить больше не надо, на всякий случай.
А то мало ли.
Но главное. Казахстан, вкупе со всеми надёжными партнёрами по ОДКБ, фактически даёт своему спасителю, президенту РФ Путину, доверенность на представление единых и общих интересов. В тех самых переговорах о «гарантиях безопасности» с США и НАТО. Где Россия, требуя отказа от чуждых военных баз и сопутствующей инфраструктуры в экс-СССР, будет теперь говорить не от себя лишь, но от коллективного имени участников новейшего аналога Варшавского договора.
Потому и спасти Казахстан надо было очень быстро. Чтобы к 10 января 2022 – дате начала исторических переговоров с коварным Вашингтоном – все поняли смысл происшедшего / свершившегося.
Впрочем, во всём случившемся и есть, конечно, и другой большой смысл.
Спецоперация ведёт и к той самой политической трансформации, о которой тоже говорил, уже готовясь к вводу войск ОДКБ, Касым-Жомарт Токаев.
В Казахстане формируется институциональный режим – президентская полновесная республика. Двоевластия, при котором глава государства и Отец нации сидели на двух почти равнозначных тронах, больше не будет.
Казахстан перестаёт быть страной им. Назарбаева, а последний – источником легитимности этой государственности. Источники теперь иные. И один из них – Кремль, помогающий положить конец двоевластию. В этом смысле государственный переворот – таки свершился. Создаётся новый Казахстан – Республика 5 января.
Весьма вероятно, что г-н Путин таки вывезет из Казахстана г-на Назарбаева и его семью. Дав назарбаевскому клану известные гарантии физико-технической безопасности.
Выигрывает здесь не только г-н Токаев, который становится полноценным, а не половинным главой республики. Но и — солидная часть казахстанских элит, уставших от г-на Назарбаева и «назарбаевизма». Нельзя исключать, что большие куски собственности и прочих неформальных ресурсов Елбасы-лагеря вскорости окажутся в других руках. Под контролем тех групп, что вполне могли – технично или не очень — поддерживать спецоперацию 5 января.
А повлиял ли январский переворот в Казахстане на философию и сценарий транзита власти в РФ? Нет, никак. Это совершенно другая история…»
Белоруссия даст Назарбаеву политическое убежище
Эксперты аналитического телеграм-канала «Салам Кыргызстан» считают, что Назарбаев станет соседом бывшего президента Киргизии Бакиева:
«План, по перехвату власти у клана Назарбаева в Казахстане завершается. Москва (читай, ОДКБ), будет действовать жестко и решительно. Стоит в ближайшем будущем ожидать прибытия Елбасы «на лечение» в Минске к Александру Лукашенко, который с удовольствием присмотрит за таким важным «пациентом».
А теперь по порядку. Наше предположение о крупном конфликте между бывшим и действующим президентами Казахстана, подтвердилось. Только экс-президент ставил на Запад, а его преемник-оппонент — поставил на соседей и союзников по ЕАЭС и ОДКБ. Видно, встреча в Санкт-Петербурге на неформальном саммите президентов стран СНГ не смогла окончательно расставить точки над «i» и стороны начали схватку. Важный момент — согласно нашей инсайдерской информации, президент России Владимир Путин проехался в машине «тет-а-тет» с Касым-Жомартом Токаевым, а не с Нурсултаном Абишевичем, с которым он куда больше знаком.
Сейчас вырисовывается следующая схема событий. События в Мангистауской области, где люди вышли на митинги с требованиями снижения цен на газ, были санкционированы окружением Елбасы, поэтому силовики были неактивны, ведь они полностью подчинялись «аксакалу». Ведь не зря почти одновременно поднялись 14 городов Казахстана, такое невозможно без мощной поддержки внутри самих властей. Как выясняется, лидерам групп «митингующих» деньги переводились заранее на их банковские карточки. И это в стране, где одна из самых жестких форм контроля за деньгами населения на постсоветском пространстве.
Борьба верхушек вылилась в отставку правительства, а главное — отстранение родственников Н. Назарбаева от власти в силовых структурах. Поэтому долгое время сотрудники правоохранительных органов, армии и других ведомств, пребывали на распутье, не зная, кому служить. Лишь к вечеру 5 января картина стала полной. В чем-то К-Ж.Токаев даже «прыгнул выше потолка», назначив себя главой Совета безопасности, ведь данный пост был пожизненно закреплен за экс-президентом страны Н. Назарбаевым.
Теперь маски сброшены. Глава государства сменил своими указами руководителя Комитета нацбезопасности (КНБ), начальника собственной охраны. Представители армии РК выразили поддержку действующему президенту страны. Власть смогла уже добиться локальным побед в Павлодаре и не дав разгромить центр столицы Нур-Султана. Когда по всему свету разлетелись кадры о мародерстве и бесчинствах, гибели силовиков от рук «мирных митингующих», Токаев пошел в атаку, объявив последних террористами и дал команду на проведение контртеррористической операции.
Правда стоит иметь в виду, что по Алматы уже орудуют банды мародеров, вооруженная, захваченным в оружейных магазинах, у силовиков ружьями, автоматическим оружием и даже гранатометами. Но это не просто пьяная шпана: к примеру, дорогу к аэропорту заблокировали автомобилями и подожгли. А по взлетной полосе ездят несколько автомобилей, с целью помешать взлету/посадке самолетов. То есть, у них есть четкий план работы в качестве диверсантов.
Кроме того, Токаев обратился к партнерам по ОДКБ с просьбой помочь навести порядок. Уже стало известно, что десантники Беларуси и России готовятся вылететь в Казахстан. Скорее всего, они постараются приземлиться в Алматы или поближе — Отраре, Талды-Коргане или в Канте и Бишкеке (Кыргызстан). Кыргызстан официально выразил готовность помочь Казахстану в данной ситуации. Правда, сделано это было весьма в обтекаемой форме. Думается, в Бишкеке сделали выводы из событий у соседей, поэтому проявят особую покладистость по линии ОДКБ.
Далее, встает вопрос — куда девать Назарбаева? Здесь два пути — в Россию или Беларусь. В первом случае — это будет чрезвычайным обстоятельством, а вот второй — куда реальней. Лидеру Беларуси уже плевать на свой мировой имидж, и он сможет спокойно приютить Назарбаева и держать его в безопасности. Поэтому не исключаем, что он вскоре станет соседом беглого президента Кыргызстана Курманбека Бакиева…»