Кажется, что школа будет всегда. Без школы нет детства, знаний, социализации. Так ли это? Блогер Сергей Тихонов считает, что нет. Массовая школа вот-вот исчезнет. А вы с ним согласны? Его мнение опубликовал «Мел»:
Я уверен, что мы с вами — свидетели конца идеи массового «среднего» образования, в центре которой — стандартизированная программа для «среднего ученика». Замечу, программы для не существующего в природе «среднего ученика». Традиционная школа оказалась не в состоянии перестроиться, адаптироваться к вызовам времени, запросу родителей и детей (а, может быть, и раньше не могла). Школа перестаёт быть ключевым объектом образовательного процесса. Теряет монополию как основной поставщик знаний.
А что вместо этого? В новой модели, которая идёт на смену традиционной школе, в центре — индивидуальная образовательная траектория, которая разворачивается вокруг ребенка, его интересов и склонностей. Школа станет (если сможет, конечно) одним из множества других ресурсов. А, может, и барьером для выстраивания своей траектории.
Конфликт между «обязательной программой в школе» и индивидуальной программой будет нарастать
На что это похоже? 20-30 лет назад мы могли посмотреть интересный для нас фильм в определенное время на определенном канале. Теперь мы можем выбрать фильм за секунду и посмотреть его в удобное нам время. Более того, платформа предлагает нам фильмы на основе наших интересов. Телевизор никуда не делся, федеральные каналы еще как-то держатся, но как часто вы выбираете посмотреть кино по ТВ?
Не так заметно, но то же самое уже происходит (не будет, а уже происходит) с образованием! Оно собирается вокруг интересов конкретного, а не усреднённого абстрактного ученика. Вы спросите: где такое происходит? Школа как стояла так и стоит, все те же программы, учебники, оценки? Проблема в том, что эти изменения не видны невооруженным глазом. А если его вооружить? Посмотрите на три важных факта (на самом деле, их куда больше):
- объем рынка репетиторских услуг в стране превышает несколько миллиардов рублей;
первые этажи жилых домов, где раньше обычно были только магазины, теперь все чаще занимают детские центры (частные сады, кружки, секции); - рынок онлайн-образования (десятки онлайн-платформ) растет как на дрожжах, здесь учатся миллионы детей.
Почему? Рынок платного образования предлагает то, что не способна предложить школа. Думающие родители, да и сами дети осознанно или нет делают ставку на альтернативные инструменты и форматы, учитывающие их интересы. Может быть, сами того не зная, родители и дети уже собирают индивидуальный образовательный маршрут с кружками, секциями, курсами, репетиторами и онлайн-платформами, гибридными форматами обучения. Все то, что помогает раскрыть свой потенциал, строить своё образование на основе интересов, а не усредненной программы средней школы.
Мне, да и вам, наверное, многое в этом не нравится. Этот процесс усиливает образовательное и, как следствие, социальное неравенство. Не все семьи могут себе это позволить. А некоторые родители вместо того, чтобы собрать образовательные ресурсы вокруг интересов и склонностей ребенка, все так же продолжают его пичкать «важными знаниями», но теперь за деньги. Но такова, похоже, цена этого перехода от школьно-центрированной модели образования к модели, где в центре — интересы и склонности конкретного ребенка.
Так что же со школой? Как и «современное» телевидение сегодня, массовая школа будет, вероятно, существовать еще 20-30 лет. Подпитывать ее существование будет, увы, запрос консервативных родителей («Я в обычной школе учился и человеком стал!») и стереотипы вроде «Пушкин — наше все», «Важно разностороннее образование», «Без математики (подставьте любой другой предмет) никуда» и классическое «А как же социализация?».
Последствия-то сразу не видны, понадобится 15-20 лет, чтобы понять, что что-то было не так с этими убеждениями
Фактический конец школы как институциональной формы, вероятно, наступит, когда вырастут дети тех, кто сегодня только пришел в начальную школу — 2040–2050-е годы.
Но это будет уже не важно. А что важно сегодня? Не унывать, но и не дать похоронить будущее детей под руинами разваливающейся системы. Для этого надо:
Быть в контакте с ребенком. Это поможет вам и ему лучше понять его интересы и склонности и вовремя увидеть влияние каких-то негативных последствий школьного образования. Это база, без которой все остальное бессмысленно.
Вместо оценок, вопросов успеваемости по предметам уделять максимальное время поддержке и развитию индивидуальных способностей и интересов. Если хотите — поиску предназначения, таланта, который есть у каждого! Просто поискать надо. И, конечно, как только появится устойчивый интерес к деятельности, помочь ребенку перевести его в «профессию».
Разворачивать все образование вокруг интересов и склонностей ребенка. Все что с ними не связано — переводить в приоритеты 2-3 уровня.
Для этого не обязательно бросать школу и переводиться на семейное обучение.
Но точно в ваших руках:
- сократить время на домашку. В моем понимании — не более 40 −60 минут в день;
принять, что 3 — нормальная оценка для всех предметов, не связанных с зоной ближайших интересов вашего ребенка. - запланировать отсутствие в школе 2-3 раза в месяц для перезагрузки, возможности поучиться самостоятельно, заняться любимым делом.
- для учеников средней и старшей школы — перейти на очно-заочно обучение: часть предметов учим в школе, часть — изучаем самостоятельно.
Самое главное — как только вы заметите, что ребенок готов сам управлять своей учебой, дайте ему возможность это делать. Принимать самостоятельные решения, где, как и чему учиться. Что делать, а что не делать. Начинать можно постепенно, хоть с завтрашнего дня.
Поверьте, если есть доверительный контакт с родителями, понимание себя, своих интересов и склонностей, школа не нанесла ущерба в течении 9-11-летнего обучения в виде перегрузок, гонки за оценками, психологических травм, он справится! Ребенок сможет сам строить и управлять образовательной траекторией и жизнью. Быть у руля, а не сидеть на пассажирском кресле.