За последний год в Африке произошло больше военных переворотов, чем случалось в среднем в шестидесятые годы прошлого века, когда силовой захват власти военными был на континенте почти обыденностью. Африканские лидеры, собравшиеся на саммит в Эфиопии, осудили эту волну мятежей. Об этом пишет Би-би-си.
В течение года военные захватили власть в пяти странах Африки: Буркина-Фасо, Гвинее, Мали, Судане и Чаде.
Как сообщил журналистам глава Совета мира и безопасности Африканского союза (АС) Банколе Адеойе, участники саммита АС на этих выходных в столице Эфиопии Аддис-Абебе единодушно осудили волну переворотов и заявили, что не потерпят военных у власти.
После переворотов Африканский союз приостановил членство Буркина-Фасо, Гвинеи, Мали и Судана. По словам Банколе Адеойе, союзу впервые пришлось применить эту санкцию к такому количеству стран за такое короткое время.
С 1960-х годов, когда страны Африки освободились от колониальной зависимости, и до конца прошлого века военные перевороты на континенте случались очень часто.
В 1960-х исследователи из американских университетов Центральной Флориды и Кентукки насчитали 26 успешно осуществленных переворотов и 15 неудачных мятежей, то есть всего 41 попытку силового захвата власти, в 1970-х — 42 удачных и неудачных попытки, в 1980-х — 39, в 1990-х — тоже 39.
В этом тысячелетии число переворотов и попыток переворота в Африке заметно снизилось: 22 в первой декаде и 19 — во второй. Страны континента, казалось, стали переходить к более или менее мирным и демократичным способам смены власти.
Дурной пример заразителен
Но в последнее время плотность переворотов на единицу времени снова резко подскочила: за последние два года военные взяли власть в шести странах, а еще три попытки захватить власть провалились.
Четыре переворота последнего времени пришлись на соседние страны Западной Африки. Две из них, Мали и Буркина-Фасо, борются с исламскими экстремистами, и перевороты были связаны с этой борьбой.
На прошлой неделе провалилась попытка переворота в Гвинее-Бисау. Ее президент обвинил в заговоре банды наркоторговцев: страна стала важным перевалочным пунктом на пути кокаина из Латинской Америки в Европу.
Президент Ганы Нана Акуфо-Андо на прошлой неделе сказал, что первый из недавних переворотов, в Мали, стал для соседних стран заразительным дурным примером.
При этом большая часть жителей западноафриканских стран с энтузиазмом отнеслась к свержению гражданской власти, которую они считали коррумпированной и беспомощной в борьбе с радикал-исламистами, тогда как на востоке континента, в преимущественно мусульманском Судане, военный переворот в октябре прошлого года, наоборот, был встречен массовыми уличными протестами. Они были жестоко подавлены: военные убили десятки демонстрантов.
Некоторые обвиняют Африканский союз в двойных стандартах: приостановив членство пяти стран, где власть захватили военные, он не применил ту же меру к Чаду, где в апреле прошлого года после гибели президента Идриса Деби в бою с мятежниками власть тоже взяли военные — и назначили лидером страны сына Идриса Деби Махамата.
Москва будет поставлена в слишком зависимое положение от позиции Пекина, который получит инструменты влияние не только в Восточной Европе (куда они и стремятся), но и на обширном постсоветском пространстве (плюс Арктика, куда Пекин тоже рвётся, хотя пока обещает что будет это делать с учетом российских интересов).
При этом нельзя исключать об объединении стратегических интересов Китая и Турции, за которой будет стоять Британия. К этой связке может как автономная ветвь присоединиться и Германия.