Почти сто тысяч евро выложили бывшие помощники Карима Масимова за письма Наполеона Бонапарта, которые отыскали в Париже. Подробности покупки стали известны благодаря опубликованной в Сети переписке, пишет kz.media.
И из нее же стал очевиден масштаб трат бывшего главы казахского правительства и экс-председателя Комитета национальной безопасности РК на свое увлечение антиквариатом.
Но вначале небольшое вступление, объясняющее, почему раскрытие фактов коррупции даже в отношении уже бывших государственных деятелей, чиновников и олигархов, важно и не теряет своей актуальности во времени.
Один из парадоксов казахстанской действительности состоит в том, что хотя все мы вышли из народа, за прошедшие с момента развала Советского Союза почти четверть века одни стали национальной элитой, а другие нет. И что критично, системные взаимоотношения между элитой и народом отсутствуют.
На Западе такие взаимоотношения реализуются в первую очередь через политические партии, борющиеся за власть, выборы и местное самоуправление. В Казахстане оппозиция за годы независимости была уничтожена как таковая, а легально действующие политические объединения борются за место под «солнцем», имя которому еще недавно было Назарбаев. Поэтому выборы и местное самоуправление есть только в теории, и казахстанская политическая система представляет собой механизм, который может работать только в режиме ручного управления.
Отсюда гипертрофированное внимание к первому лицу в государстве и стандартная практика, когда для решения того или иного частного вопроса граждане предпочитают обращаться как можно выше.
В результате национальная элита обрела очень комфортные условия для своего существования. Да, она борется внутри себя за влияние, место во власти и доходы, но по отношению к народу действует консолидированно, потому что ее, эту элиту, устраивает нынешнее положение дел. Именно поэтому Назарбаеву удавалось удерживать власть три десятилетия, несмотря на проблемы, с которыми он столкнулся во время своего «суперпрезидентства». И если не будет серьезных социально-экономических потрясений вроде тех, что в итоге сломали модель развитого социализма по-брежневски, то Казахстан может долго существовать в нынешнем состоянии: загнивать экономически и разлагаться морально.
Имея в виду все вышесказанное, мы постоянно рассказываем народу, как жила и живет национальная элита. Бывшая и нынешняя. Передающая полученные нечестным путем состояния своим отпрыскам., которые благодаря унаследованным деньгам имеют возможность влиять на государственных чиновников.
Знать об этом, по нашему мнению, чрезвычайно важно для будущих поколений.
Об увлечении Карима Масимова антиквариатом известно давно. В свое время информационно-аналитический портал «Республика» писал об этом. Благодаря публикациям портала стало известно о том, что Карим Масимов коллекционировал древние рукописи, молитвы, книги, письма известных политиков. Например, Наполеона Бонапарта.
А журналисты, в свою очередь, узнали о тратах премьер-министра из переписки его помощников, опубликованной в Интернете на площадке Kazaword (подробнее по этой ссылке).
Но прежде чем рассказать историю о любви Карима Масимова к антиквариату, опишем главных действующих персонажей.
Карим Масимов — один из самых приближенных людей к Нурсултану Назарбаеву. Дважды был премьер-министром Казахстана (2007—2012, 2014—2016 годы), руководителем администрации президента (2012—2014). В 2016 году стал председателем Комитета национальной безопасности. С этой должности был отправлен в отставку 8 января 2022 года, затем помещен под стражу по обвинению в государственной измене.
Талант Муратбаев – бывший доверенный помощник Карима Масимова (так указано в самих письмах). Среди его контактов был сам казахстанский премьер-министр, посол Республики Казахстана в ОАЭ, сотрудник посольства Казахстана во Франции и много других лиц, задействованных тем или иным образом в приобретениях Каримом Кажимкановичем раритетов в личную коллекцию «вечных ценностей».
Жан Галиев – с октября 2017 года занимает должность Чрезвычайного и полномочного Посла Республики Казахстан во Франции и Монако по совместительству, но во времена, о которых идет речь, он работал советником-посланником посольства Казахстана во Франции и княжестве Монако.
Аскар Ахметович Мусинов — в настоящее время заместитель Генерального секретаря Организации Исламского Сотрудничества по вопросам науки и технологий, а в тот период — чрезвычайный и полномочный посол РК в ОАЭ и ЮАР.
Письма Наполеона Бонапарта
Первая увлекательная история началась в 2012 году, когда советник посольства Казахстана во Франции Жан Галиев 27 марта переслал помощнику Карима Масимова Таланту Муратбаеву письмо от их общего знакомого владельца букинистической лавки в Париже. В нем сообщается, что букинисту удалось найти письма Наполеона Бонапарта.
Там же приводится перечень и описание находок:
«1. Письмо, составленное секретарем и подписанное Наполеоном Бонапартом, в котором император выражает обеспокоенность умопомешательством своего друга Жюно («Сумасшествие Жюно»). Стоимость — 3500 евро.
2. Военный приказ о возвращении французских солдат из Италии в расположение Фонтенбло. В данном документе три абзаца написаны рукой Наполеона, а также имеется его подпись. Стоимость — 9000 евро.
3. Уникальное письмо, полностью написанное рукой Наполеона, по всей вероятности, 21 февраля 1793 г. в г. Аяччо (Корсика). Письмо адресовано маршалу Пьер-Полю Колонна, это первое из известных военных писем Наполеона. Он его написал после своего первого боевого крещения в войне против короля Пьемонта и Сардинии. Тогда Наполеон был еще подполковником и командовал корсиканскими волонтерами. В письме он просит указаний в связи с тем, что его солдаты потерпели поражение. Такого рода письма найти практически невозможно, это настоящее достояние. Поэтому продавец просит за него 85 тысяч евро».
В приложении даны краткие описания документов, а еще букинист информировал, что продолжает искать по заказу «книги с автографами известных политиков, а также скрипки».
Общая стоимость писем Наполеона — 97500 евро. Завязалась оживленная переписка. Покупатель был готов купить эти письма. Об этом свидетельствует письмо от 16 апреля 2012 года.
Но не все легко и просто проходит в сделках по антиквариату, особенно когда нельзя светить истинного владельца. Как расплатиться? Суммы-то немаленькие. Вот и приходилось покупателям выкручиваться, что тем ужам на сковородке.
«Талант, только что мне позвонил букинист и сказал, что поинтересовался у своего банкира, может ли он принять чек на такую сумму. Тот ему якобы ответил, что лучше произвести оплату карточкой или переводом… Продавец даже уже стал говорить, что боится преследований со стороны банка и властей. Даже готов разорвать сделку. Я попросил не горячиться и подождать… Устал я от этого букиниста», — жаловался Жан в письме за 17 апреля.
В тот же день он написал еще одно сообщение:
«Стоим возле магазина уже 10 минут. Джун ждет ее звонок. Тишина. Чека у него нет. Кто-то должен позвонить букинисту и что-то сказать. Странно все это. Не думаю, что какой-то звонок что-то исправит. Скорее наоборот, букинист испугается и отменит сделку».
Но букинисты тоже люди, хоть и пугливые, поэтому сделку не отменили.
18 апреля разбирательство по поводу денег продолжилось через почту — кто, куда, кому перевел и почему букинист в итоге не получил пока ничего.
«Жан, там платеж вчера еще произвели, можешь связаться с букинистом, пусть проверит поступление и если все ок, тогда заберешь рукописи и через Орынбаева передашь», — написал Талант.
«Я звонил в магазин. Они еще не получили деньги на счет. Говорят, что внутри Франции межбанковские переводы идут минимум 48 часов. Сказали, что как только получат, сразу же мне позвонят. Я им оставил свой мобильный и сказал звонить хоть в 3 часа ночи», — ответил Жан.
И эти письма Бонапарта отнюдь не первые и не последние. Как следует из письма Жана Таланту, которое он написал в январе 2013 года, Карим Масимов продолжал скупать букинистические редкости в Париже.
«Талант, привет! На меня вышел наш знакомый парижский букинист. Он предлагает четыре страницы рукописного текста (сканированные копии прилагаются).
Речь идет об оригинале письма Наполеона Бонапарта, адресованного военному министру Анри-Жак-Гийому Кларку, герцогу Фельтре 13 февраля 1810 года. В документе, подписанном Наполеоном (текст писал один из секретарей под диктовку), содержится стратегическая программа обороны всей французской территории.
Для справки: в 1814 г. Кларк был одним из первых, изменивших Наполеону и подавших голос за его низложение. В 1815—1817 гг. Кларк вновь занимал должность военного министра.
Стоимость — 7800 евро. Букинист ждет ответ. Я ему напомнил, что интерес больше представляют книги с автографами и/или дарственными надписями великих политиков», — написал Жан Галиев.
Мы не знаем, купил ли и этот раритет Карим Масимов. Важно, что из этих писем видно, как он задействовал в своих личных интересах дипломатических сотрудников, разыскивающих и покупающих для него редкости.
Но использовал он их не только для этого. Купить – полдела, нужно ведь еще доставить антиквариат хозяину. А это уже совсем другая история, причем, весьма сомнительная.
Как доставляли раритеты Масимову
Похоже, что приобретения Масимова в Казахстан ввозили нелегально и несколькими путями. Об этом свидетельствует, например, переписка между теми же людьми (цитируем).
«Талант, мне только что позвонил парень насчет выкупа рукописей. Он кто по национальности? Акцент чуть ли не пакистанский? Я с трудом понял, что он от тебя. Он сказал: «я от Талона». Он только что написал, что зовут его Jun», — написал Жан Галиев.
«Он филиппинец, там чел от шефа своего пом-ка отправил, все нормально я с ним созвонился, это наш чел», — ответил ему Талант Муратбаев.
«Отправлять через него или все же надежнее через Орынбаева?» — спрашивает Жан.
«Через него, он своей хозяйке отдаст, она чартером привезет, а Орынбаев рейсовым, это с шефом согласовано, не мудри, делай, как говорю», — ответил ему Талант Муратбаев.
Или вот еще один путь. Талант Муратбаев пишет Жану Галиеву, что Орынбаев уже в Париже и ждет звонка от Жана, чтобы договориться о том, где и как забрать рукописи.
Единственное, что мы не смогли установить, о каком конкретно Орынбаеве шла речь. Это Ербол — работавший в то время вице-премьером РК, а теперь председателем совета директоров АО «Jusan Mobile»? Или его брат? В любом случае этот человек имел на руках дипломатический паспорт, поскольку он должен был везти с собой дипломатическую почту.
«Я ему позвоню только тогда, когда доки будут у меня. А сейчас не буду беспокоить. Он улетает в пятницу. Надеюсь, что к этому времени все будет ОК. Я запечатаю. Оформлю как дипломатическую почту с миллионом печатей и отдам лично в руки Орынбаеву», — ответил Жан.
То есть сотрудники диппредставительства Казахстана во Франции использовали дипломатическую почту как способ для нелегальной доставки в Казахстан антиквариата и, возможно, других ценностей для личной коллекции Карима Масимова. Неплохо все устроено, правда?
Духовные шедевры Востока
Среди писем, выложенных в публичном доступе во Всемирной сети, мы обнаружили еще одну любопытную переписку про еще одну сделку по покупке раритетов для Карима Масимова.
Речь идет о древних и шикарных по исполнению рукописях молитв, которые нашел Аскар Мусинов на Арабском Востоке. 24 апреля 2012 года он переслал фотографии раритетов с описанием Таланту Муратбаеву.
«Две рукописи молитв Османского (периода), которые содержат руководства по добрым делам и суфийские молитвы, а также молитвы и благословения Пророку (салла Аллаху алейхи уа саллам) впечатляющие с точки зрения содержания молитв и благословений. В одной рукописи фотографии Мекки и Медины и две подвесные (средства для вешания) из чистого золота, это самое лучшее из Османского позолота, что я видел», — так писал Аскар Мусинов.
Получив фотографии раритета и его описание, премьер-министр РК в тот же день сообщает помощнику свое решение, отправленное с почтового ящика pmrkkz@gmail.com: «ОК». То есть «покупаем».
Важно понимать
На самом деле подобных писем от представителей Карима Масимова во Франции, России, ОАЭ и других стран мира, богатых на музейные редкости, сотни. Вещи, которые предлагались Кариму Кажимкановичу, дорогие и ценные. Так что эти истории, что мы рассказали, лишь слегка приоткрывают завесу тайны о личных интересах Карима Масимова и его коллекции антиквариата.
Полагаем, что есть люди в Казахстане, которые ее даже видели лично (из тех, что на фото ниже). Однако широкой публике ее вряд ли когда-либо демонстрировали.
Но тут важно понимать одну вещь: Карим Масимов никогда не был крупным бизнесменом.
Да, он возглавлял правления «АТФБ Банка» и «Народного банка Казахстана», но в качестве наемного менеджера, который хотя и получал сверхвысокую по казахстанским меркам зарплату, но она даже вместе с бонусами и премиями все-таки не исчислялась десятками и сотнями миллионов долларов.
Спрашивается, откуда тогда у него взялись средства на покупку антиквариата?