Сидящий в одной из краснодарских колоний Захарий Калашов, он же Шакро Молодой, выступил с официальным обращением к ворам в законе. (На криминальном сленге это называется «прогон»). Калашова, напомним, многие считают боссом преступного мира России, «вором номер один». Об этом пишет «Комсомольская правда».
Так вот, даже сидя в колонии, Шакро продолжает пользоваться огромным авторитетом на воле. Сайт «Прайм-Крайм» опубликовал его обращение к «коллегам». Один из самых главных пунктов этого письма — пересмотреть статус воров в законе для всех, кто был коронован в течение последних 14 лет. То есть, за время затяжной войны между влиятельными кланами.
«КАК МОЖЕТ ВОР ЗАБЫТЬ ОБ ОТРЕЗАННОМ УХЕ?!»
Собственно, сама война, начатая в 2008 году, произошла из-за передела сфер влияния между разными группами выходцев из Грузии. Один из враждующих кланов возглавлял небезызвестный Дед Хасан (по паспорту Аслан Усоян). В 2010-м киллер с автоматом подкараулил его на Тверской — Усоян был тяжело ранен, но выжил. А в 2013-м снайпер все-таки достал «законника» на выходе из любимого ресторана. После убийства одного из боссов конфликт разгорелся с новой силой, жертвами кровавых разборок стали еще несколько человек.
Тем временем, пока шла война, каждый клан старался пополнить свои ряды все новыми «законниками», раздавая короны порой чисто для количества — чтобы получить преимущество на сходках. Шакро как раз и предлагает пересмотреть список «новеньких».
Что за этим стоит и не выплеснется ли криминальная война на улицы российских городов, — сайту kp.ru рассказала главный редактор ИА «Прайм-Крайм» Лиля Харина.
— Все стороны конфликта прислушаются к письму Шакро?
— По понятиям, вор — независимая самостоятельная единица со своим мнением, которое не может быть проигнорировано. Поэтому решения на сходках принимаются не большинством голосов, как на партсобраниях, а либо единогласно, либо не принимаются вовсе, если есть возражение хоть одного вора. То есть, раньше это было заведено именно так. Но сейчас по факту не так. Например, в Ереване не было решения о запрете новых коронаций, было лишь соответствующее предложение Шакро. Но все его восприняли как запрет и за 8 лет (после возвращение Шакро из тюрьмы в Испании, после чего он фактически занял место Деда Хасана, — Авт.) никто, за исключением одного случая, не осмелился его слово нарушить.
По словам Хариной, большинство воров наверняка и не против прекратить затянувшуюся войну. Но Шакро в своем письме предлагает сделать это без всяких сатисфакций за убитых и раненых. А это мало кого может устроить.
— Многие считают, что, если не наказать виновных, безнаказанность приведет к еще худшим последствиям. Улица (уличный криминал, — Авт.), о которой говорится в прогоне, уважает и понимает только силу. Вор не может прощать обидчиков. Как может он забыть, например, об отрезанном у него ухе?! (Харина уточняет: несколько лет назад в Бельгии члены одного из кланов отрезали уход племяннику Шакро — вору в законе Дато Озманову, — Авт.). Поэтому скорее всего, найдутся воры, которые не поддержат предложенный Шакро вариант.
30% «ЗАКОННИКОВ» МОГУТ ЛИШИТЬ СТАТУСА?
При этом Лиля Харина отмечает, что Шакро по сути единственный, кто мог по своему статусу предложить прекращение войны. Потому что в этом конфликте не участвовал. (Отсидел восемь лет в Испании за отмывание денег и был экстрадирован в Россию, — Авт.).
— Кстати, «прогон» не подписан (среди воров письмо разошлось в виде листа бумаги с напечатанным на компьютере текстом, — Авт.), но манера изложения не оставляет сомнений, что писал именно Шакро, узнаются его речевые обороты. Некоторые не верят, что Шакро мог написать такое. Мол, бумага — полицейская подстава или что-то в этом роде. Я бы сказала так: возможно, это результат неких совместных усилий, ведь если бы Шакро не прислушивался, что ему говорят люди в погонах, он в 2014 году не оказался бы в Москве (экстрадицию Шакро у Испании требовала и Грузия — там его заочно приговорили к 18 годам колонии за похищение человека и организацию незаконного вооруженного формирования, — Авт.), а в 2018-м — в Краснодарском крае вместо Красноярского.
— И тем не менее. Если предположить, что все согласятся на ревизию воров, получивших статус во время конфликта, о каком количестве аннулируемых корон может идти речь?
— Если посчитать всех, кто вошел с момента раскола — то есть с середины 2008 года — получится 134 человека. Это примерно треть ныне действующих воров.
— При этом, насколько известно, за это время были коронованы в том числе и родственники самого Шакро. Он готов в случае чего исключить их из числа воров на общих основаниях?
— Пересмотреть — не значит исключить. Шакро вообще свойственно пересматривать решения, в которых он не участвовал. Он не терпит, когда в воровском мире что-то происходит без него. А кадровый вопрос — это всегда вопрос власти и денег…
На днях в Московский областной суд поступило дело 62-летнего Давида Панчвидзе (он же Давид Тбилисский, он же Панчо). В 2021 году его изначально задержали с наркотиками. Фото: ИА «Прайм-Крайм»
А В ЭТО ВРЕМЯ
Ревизию хотят провести, чтобы вывести кого-то из-под срока по «воровской» статье?
В разных регионах России продолжаются судебные процессы по относительно новой статье Уголовного кодекса «Занятие высшего положения в преступной иерархии». Под нее попадают все воры в законе, криминальный статус которых следствие может доказать. Наказание по статье — от 8 до 15 лет.
Например, на днях в Московский областной суд поступило дело 62-летнего Давида Панчвидзе (он же Давид Тбилисский, он же Панчо). В 2021 году его изначально задержали с наркотиками.
«После помещения в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области обвиняемый «объявил» лицам, содержащимся в учреждении, свой криминальный статус, — сообщила руководитель пресс-службы Прокуратуры Московской области Наталия Григорьева, — Его указаниям и распоряжениям, в соответствии с обычаями и правилами криминальной субкультуры, все лица, имеющие более низкие криминальные статусы обязаны беспрекословно подчиняться».
Поэтому и возникла конспирологическая версия: а может воры хотят «почистить ряды», чтобы вывести кого-то из-под срока по «воровской» статье?
— Не вижу никакой связи, — говорит Лиля Харина. — Главным образом прогон Шакро нацелен на сокращение числа воров – «депаспортизацию». Как ни парадоксально, чтобы привлечься или получить срок за высшее положение в преступной иерархии, не обязательно быть действующим вором.