Экспорт казахстанской нефти оказался под угрозой. Авария на КТК может создать угрозу идеального шторма на нефтяном рынке

В результате сильного шторма в Черном море пострадала трубопроводная система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которая обеспечивает более двух третей всей экспортной нефти Казахстана. О повреждении трубопровода говорится в сообщении компании, передает Tengrinews.kz.

Специалисты компании уточнили, что речь идет о критических повреждениях двух выносных причальных устройств (ВПУ), которые позволяют безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях. Всего морской терминал КТК оснащен тремя ВПУ.

В связи с внештатной ситуацией и проблемой поставки новых запчастей в текущей конъюнктуре рынка руководство КТК предупредило о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей.

По словам замминистра энергетики России Павла Сорокина, ремонт двух поврежденных ВПУ может занять 1,5-2 месяца, что вызовет выпадение экспорта нефти в объеме около одного миллиона баррелей в сутки.

Ведущий аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что сокращение отгрузок нефти по системе КТК усугубит существующий дефицит на рынке, а мировые цены на сырье могут подскочить до рекордных 150 долларов за баррель.

В свою очередь эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов уверен, что ситуация с КТК станет проблемой не столько для мирового рынка, сколько для поставщика.

«По КТК транспортируется нефть, добываемая в Казахстане, в том числе на месторождениях Тенгиз, Кашаган и Карачаганак», — отметил он.

«Масштаб проблемы для нефтяного рынка преувеличивать не стоит. Нефтяной рынок начал «привыкать» к усилившимся геополитическим рискам, из-за чего недопоставки нефти из Казахстана не окажут серьезного влияния на цены», — заключил Родионов.

По итогам 2021 года консорциум отгрузил через свой морской терминал в Черном море 60,7 миллиона тонн нефти. Большую часть поставили казахстанские грузоотправители — 53 миллиона тонн, еще 7,7 миллиона тонн поступило с территории России.

Среди совладельцев консорциума выступают такие нефтегазовые компании, как «Транснефть», «Роснефть», «Лукойл», «КазМунайГаз», Chevron, Mobil, Shell, Eni и другие.

Ситуация усугубляется тем, что управляющая компания, которая следит за состоянием инфраструктуры, ещё месяц назад запросила у иностранных поставщиков комплектующее расходное оборудование, но его не получила. Имеющиеся у компании запчасти сейчас, как говорят источники «России 24», проверяются на предмет срока годности и возможности их использования. Да и сам монтаж нового оборудования — дело не простое, пишут СМИ.

По предварительным данным, ситуация — серьёзная и грозит нарушением глобального энергетического баланса. Если устранение повреждений займёт не один месяц, объём прокачки упадёт примерно в пять раз, и альтернативными маршрутами типа Баку-Джейхан заместить эти выпадающие объёмы в ближайшей перспективе возможно.

Если эта ситуация совпадет с другими разными событиями, а мы видим сейчас, что постоянно происходят бомбардировки хуситами нефтяных объектов в Саудовской Аравии, постоянно обсуждается, вводить ли санкции против российской нефти… В таких условиях создаётся такой идеальный шторм, и цены могут взлететь обратно к 140−150 долларам за баррель, говорит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности.

Поделиться