Мировые лидеры заодно с крупнейшими корпорациями стремились к власти и извлечению сверхприбылей — Amnesty International опубликовал Годовой доклад

Автор -
226

    Политические лидеры и крупнейшие корпорации поставили извлечение прибыли и власть выше интересов людей, предательски нарушая обещания о справедливом восстановлении после пандемии

    • Amnesty International публикует Годовой доклад 2021
    • Раздавая ложные обещания о справедливом восстановлении после пандемии коронавируса, нацеленном на ликвидацию глубоко укоренившегося неравенства, мировые лидеры заодно с крупнейшими корпорациями на деле стремились к власти и извлечению сверхприбылей
    • Полная неспособность мирового сообщества справиться с ростом числа конфликтов посеяла семена дальнейшей эскалации
    • Под ударом оказались наиболее маргинализованные сообщества в мире, в том числе в странах Африки, Азии и Латинской Америки, — заявляет Amnesty International

    Богатые государства вступили в 2021 году в сговор с крупнейшими корпорациями, дурача людей пустыми лозунгами и ложными обещаниями справедливого восстановления после пандемии коронавируса, что является одним из величайших предательств нашего времени, заявила сегодн Amnesty International, публикуя ежегодную оценку положения с правами человека по всему миру.

    Доклад «Amnesty International 2021/22: Положение с правами человека в мире» показывает, что богатейшие государства мира вкупе с крупнейшими корпорациями на деле усугубили глобальное неравенство. В докладе подробно описываются основные причины подобной ситуации, в частности, пагубное стремление корпораций к наживе и жестокий национальный эгоизм, а также пренебрежение здравоохранением и общественной инфраструктурой со стороны властей разных стран по всему миру.

    «2021 год должен был стать годом исцеления и восстановления сил. Вместо этого он ещё сильнее растравил язвы глубочайшего неравенства и возрастающей нестабильности, от которых нам предстоит страдать ещё долгие годы», — заявила Аньес Калламар, генеральный секретарь  Amnesty International.

    «Мировые лидеры один за другим раздавали обещания «отстроить ещё лучше, чем было», устранив глубоко укоренившееся неравенство, которое усугубило последствия пандемии. Вместо этого они в сговоре с крупнейшими корпорациями разыграли трагическую историю о предательстве и жадности. И хотя подобные события происходили по всему миру, последствия их наиболее разрушительным образом сказались на самых маргинализированных сообществах, в том числе тех, которые страдают от повальной бедности», — добавила она.

    Успехи вакцинации подрывались корыстным национализмом и жадностью корпораций

    Быстрая и масштабная вакцинация от коронавируса, ставшая возможной благодаря успехам науки, стала единственно верным решением, способным дать надежду на прекращение пандемии для всех людей.

    Однако несмотря на то, что количество произведённых вакцин позволяло полностью вакцинировать всё население мира в 2021 году, к концу года в странах с низким уровнем доходов было полностью вакцинировано менее 4% жителей.

    «Выступая на саммитах G7 и G20, на 26-й  Конференции ООН, посвящённой изменениям климата, мировые политические и экономические лидеры на словах заявляли о необходимости политики, которая поможет добиться кардинальных изменений в доступе к вакцинам, радикальным образом увеличить инвестиции в социальную защиту и справиться с последствиями климатических изменений. Руководители крупнейших фармацевтических и технологических компаний много рассказывали нам об ответственности корпораций. В этот переломный момент была подготовлена почва для восстановления и реальных значимых изменений, способных привести к появлению более равноправного мира», — отметила Аньес Калламар.

    «Однако они упустили эту возможность, вернувшись к политике и практике, породившим ещё большее неравенство. Члены Клуба миллиардеров на публике раздавали обещания, которые затем в частном порядке благополучно нарушались».

    Богатые страны, в частности, государства-члены ЕС, Великобритания, США, накопили запасы вакцин, превосходившие их потребности, закрывая глаза на то, что крупнейшие фармацевтические компании ставят извлечение прибыли выше интересов людей и отказываются делиться своими технологиями, что могло бы обеспечить более широкое распространение вакцин. В 2021 году Pfizer, BioNTech и Moderna рассчитывали получить прибыль в размере до 54 миллиардов долларов США, при этом лишь 2% своих вакцин эти компании поставили в страны с низким уровнем доходов.

    Не только фармацевтические гиганты в погоне за прибылью подрывали восстановление после пандемии. Социальные сети — Facebook, Instagram и Twitter – стали благодатной почвой для распространения ложных сведений о коронавирусе, способствовавших росту колебаний и нерешительности в отношении вакцинации. Некоторые политические лидеры также выступили ярыми распространителями дезинформации о коронавирусе, сея недоверие и преследуя собственную политическую выгоду.

    «Компании, владеющие социальными сетями, позволяли использовать свои прибыльные алгоритмы для распространения вредоносной дезинформации о пандемии, отдавая предпочтение сенсационным новостям и дискриминации, а не правдивым сведениям», — подчеркнула Аньес Калламар.

    «Масштабы прибылей, полученных на распространении этих ложных сведений, и их влияние на жизнь миллионов людей означают, что компаниям придётся серьёзно ответить за свои действия».

    Маргинализованные сообщества сильнее всего пострадали от мер реагирования на пандемию

    Многим странам  глобального Юга пришлось на себе испытать последствия сговора между корпоративными гигантами и правительствами западных стран; его разрушительное воздействие усугублялось тем, что после десятилетий финансирования по остаточному принципу системы здравоохранения, экономической и социальной поддержки в этих странах не выдерживали возросшего давления и рушились. И нигде это не ощущалось с такой беспощадной жестокостью, как в Африке, и именно с Южной Африки Amnesty International начинает сегодня свой доклад.

    К концу 2021 года лишь 8% населения континента было полностью вакцинировано; здесь был отмечен самый низкий в мире уровень вакцинации из-за недостаточных поставок через механизм  COVAX, Африканский трастовый фонд по приобретению вакцин и благодаря двусторонним договорам между странами о безвозмездных поставках. Население африканских стран оказалось незащищённым, поскольку кампании по вакцинации продвигались медленно и недостаточно эффективно, или вовсе оказывались сорваны, а местные системы здравоохранения, и без того слабые, оказались сильнейшим образом перегружены.

    В Южной Африке к маю бросили школу примерно 750 000 детей, что более чем в три раза больше, чем до пандемии. Во Вьетнаме особенно сильно пострадали трудовые мигрантки; многие из них жаловались на то, что им не хватает еды и они не могут удовлетворять другие свои базовые потребности. В Венесуэле пандемия усугубила чрезвычайную гуманитарную ситуацию, существовавшую и ранее: 94,5% населения жили в бедности, вызванной низким уровнем доходов, а 76,6% — в крайней нищете.

    «Во многих странах мира и без того уже маргинализованные люди заплатили самую высокую цену за преднамеренный политический выбор привилегированного меньшинства. Право на здоровье и жизнь нарушались в огромных масштабах, миллионы людей еле сводили концы с концами, многие остались без крова, дети были лишены возможности получать образование, выросла бедность», — подчеркнула Аньес Калламар.

    «Глобальная неспособность выстроить глобальный ответ на пандемию также посеяла семена ещё более тяжёлого конфликта, ещё более вопиющей несправедливости. Рост бедности, отсутствие продовольственной безопасности, использование властями стран пандемии в качестве инструмента для подавления инакомыслия и протестов – всё это было хорошо укоренено в 2021 году, сдобрено национальным эгоизмом в вопросах распределения вакцин и жадностью более богатых стран», — добавила она.

    Расползание конфликтов на фоне опасно слабой реакции международного сообщества

    В 2021 году вспыхивали новые и продолжались старые неурегулированные конфликты в Афганистане, Буркина-Фасо, в Израиле и на Оккупированных палестинских территориях, Йемене, Ливии, Мьянме, Эфиопии; воюющие стороны нарушали нормы международного права в области прав человека и гуманитарного права. В этих конфликтах страдали мирные жители, миллионы были перемещены, тысячи убиты, сотни подверглись сексуальному насилию, а неустойчивые и слабые экономики и системы здравоохранения оказались на грани полного краха.

    Глобальная неспособность урегулировать множащиеся конфликты посеяла семена ещё большей нестабильности и опустошения. Неэффективность международного реагирования на эти кризисы наиболее очевидным образом проявилась в параличе Совета Безопасности ООН. Он не смог должным образом отреагировать ни на зверства в Мьянме, ни на захват Афганистана «Талибаном» (организация запрещена в РФ), ни на военные преступления в Сирии. Это позорное бездействие, продолжающийся паралич многосторонних органов и безответственность в действиях могущественных государств помогли подготовить почву для вторжения России в Украину, ставшего грубейшим нарушением норм международного права.

    «Слишком редко необходимая международная реакция проявлялась должным образом; слишком редко торжествовала справедливость, а нарушители привлекались к ответственности. Вместо этого конфликты продолжали расползаться. И чем дольше они продолжались, тем разрушительнее становились их последствия. Всё новые разнообразные стороны вовлекались в конфликты. Всё новые очаги напряжённости возникали по всему миру. Применялись новые виды вооружений. Множилось число убитых и искалеченных. Ценность человеческой жизнь продолжала уменьшаться. Глобальная стабильность оказалась на грани коллапса», — заявила Аньес Калламар.

    Регрессивный тренд на подавление инакомыслия усиливался, хотя именно независимые голоса требовались нам больше всего

    В 2021 году набирали обороты глобальные тенденции по подавлению независимых и критически настроенных голосов по мере того как власти государств применяли всё более широкий спектр различных инструментов и тактик. Правозащитники, НКО, средства массовой информации и оппозиционные лидеры становились объектами незаконных задержаний, пыток и насильственных исчезновений; многие из этих действий совершались под прикрытием продолжавшейся пандемии.

    В 2021 году по меньшей мере 67 стран приняли новые законы, ограничивающие свободу выражения мнений, свободу объединений или собраний. В США по крайней мере в 36 штатах были вынесены на рассмотрение более 80 законопроектов, ограничивающих свободу собраний, а власти Соединённого Королевства предложили к принятию проект закона «О полиции, преступности, вынесении приговоров и судах», призванный резко ограничить право на свободу мирных собраний, в частности, путём расширения полномочий полиции.

    Власти разных стран продолжали включать в свой арсенал новейшие цифровые технологии. В России власти использовали технологию распознавания лиц для проведения массовых задержаний мирных участников протестов. Власти Китая предписали интернет-провайдерам перекрыть доступ к сайтам, «угрожающим национальной безопасности», и блокировали приложения, в которых пользователи обсуждали спорные темы, в частности, Синьцзян и Гонконг. В Иране, на Кубе, в Нигере, Мьянме, Сенегале, Судане, Эсватини, Южном Судане власти прибегали к отключению интернета и создавали помехи для работы сети, чтобы помешать людям делиться информацией о репрессиях и организовывать ответные действия.

    «Вместо того, чтобы предоставить людям пространство для столь необходимых дискуссий и обсуждений того, как лучше всего справиться с вызовами 2021 года, многие государства удвоили усилия, стремясь заглушить критические голоса»,- подчеркнула Аньес Калламар.

    Если власти намерены цепляться за окостеневшие нормы, мы должны противостоять этому

    В 2021 году у власть имущих не хватило целеустремлённости и воображения, чтобы справиться с одной из самых серьёзных угроз, с которыми сталкивалось человечество; однако этого нельзя сказать о людях, чьи интересы власти должны были представлять.

    Протестующие вышли на улицы в Колумбии после того, как власти решили поднять налоги, несмотря на то что людям и так с трудом удавалось прокормить свои семьи во время пандемии. В России митинги оппозиции продолжались на фоне массовых произвольных задержаний и судебных преследований. Индийские фермеры протестовали против новых законов, которые, по их словам, подорвали бы их средства к существованию.

    Молодые активисты и наиболее активные представители коренных народов по всему миру критиковали лидеров за их бездействие в связи с климатическим кризисом. Организации гражданского общества, в том числе Amnesty International, успешно продвигали признание права на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду. Неправительственные организации предъявляли серьёзные иски и обвинения в совершении уголовных преступлений в отношении транснациональных корпораций, таких как Nike, Patagonia и C&A, за их соучастие в использовании принудительного труда в китайском Синьцзяне.

    Прекрасным примером сотрудничества стал «Проект «Пегас» — в этом расследовании приняли участие более 80 журналистов; Amnesty International оказывала проекту техническую поддержку. Расследователи установили, что шпионское ПО израильской компании NSO Group использовалось в отношении глав государств, активистов и журналистов в Азербайджане, Венгрии, Марокко, Руанде и Саудовской Аравии.

    «Несмотря на все заверения и клятвы, что они-де поступают прямо противоположным образом, мировые лидеры и корпорации действовали по шаблону, предпочитая укреплять, а не устранять системное неравенство, в очередной раз проявившееся в пандемию. Однако во всём мире люди совершенно ясно дали понять, что они хотят более справедливого мира, основанного на правах человека», — заявила Аньес Калламар.

    «Ощутимое и упорное сопротивление, проявленное народными движениями по всему миру, — это луч надежды для всех нас. Неустрашимые, не терявшие мужества, они несли призыв к более равноправному миру. Если власти откажутся строить новый мир – если они, по всей видимости, намерены цепляться за окостеневшие нормы – нам остаётся только одно. Мы должны бороться с каждой их попыткой заглушить наши голоса, мы должны противостоять каждому их предательству. Вот почему в ближайшие недели мы запускаем глобальную кампанию солидарности с народными движениями, кампанию с требованием соблюдения права на протест. Мы должны выстраивать и на деле применять глобальную солидарность, даже если наши лидеры этого не сделают», — подытожила она.