Российское СМИ «Московский комсомолец» опубликовало статью «США обольщают Киргизию: Россия заговорила об «ударе в спину». Автор пишет, что «отношениям Москвы и Бишкека грозит мощный кризис». Ниже приводим текст публикации полностью:
Россия и Кыргызстан могут очень сильно поссориться. Между ними встала «дама с серьезными намерениями» — заместитель государственного секретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и правам человека Узра Зея. Несколько дней тому назад эта коллега Виктории Нуланд по «раздаче госдеповских печенек» в бывших советских республиках посетила Бишкек и провела там многочисленные встречи с видными местными чиновниками.
По итогам одного из таких рандеву — с министром иностранных дел Русланом Казакбаевым — в официальном заявлении внешнеполитического ведомства Киргизии появилась следующая многозначительная фраза: «В контексте укрепления политического диалога между странами рассмотрены предстоящие визиты на высоком уровне, а также планы по заключению базового соглашения между Кыргызской Республикой и Соединенными Штатами Америки». В Москве подобные намерения были восприняты как потенциальный «удар в спину».
Согласно информации из российских дипломатических кругов, если этот «удар исподтишка» превратится из потенциального в реальный, то реакция официальной Москвы будет «жесткой и незамедлительной. Пакет мер может включать в себя сворачивание инвестиционной активности российских компаний в Киргизии, доскональные проверки паспортного режима и высылку трудовых мигрантов, перекрытие официальных и теневых потоков денежных средств киргизской диаспоры, пересмотр продуктовых и нефтяных квот. И это только начало. Стоит отметить, что в России, по разным оценкам, в трудовой миграции находится около миллиона граждан Киргизии».
Если это не «крайне жесткое заявление», то тогда я не понимаю, что еще в принципе может означать эта формулировка.
Почему Москва настроена столь решительно? Потому что Киргизия может оказаться «слабым звеном» в плане попыток США внести смятение и раскол в ряды официальных союзников и партнеров России в Центральной Азии.
После начала специальной операции на Украине Вашингтон в рамках гибридной войны начал открыто и скрыто давить на государства региона, требуя от них по максимуму отмежеваться от России. Это поставило государства, входящие в ОДКБ и Евразийский экономический союз, в достаточно сложное и деликатное положение. Но нет такого «деликатного положения», из которого невозможно выбраться с помощью дипломатического мастерства и искусства поддержания правильного баланса.
Например, перед Киргизией Узра Зея посетила Казахстан. Но если в Астане с американской гостьей общались чиновники уровня заместителя руководителя администрации президента и заместителя премьер-министра, то в Киргизии с ней, по слухам, тайно встретился сам президент страны Садыр Жапаров.
Но дело, конечно, не только в уровне официального политеса. В свое время первый президент независимой Киргизии Аскар Акаев с частичного согласия Москвы позволил американцам «излишние вольности» в своей стране — с весьма прискорбными последствиями и для государства, и для самого себя. Аскар Акаевич был и остается убежденным сторонником демократического пути развития. Поэтому он предоставил в Киргизии полную свободу действий многочисленным американским НПО и до поры до времени не видел в этом ничего плохого.
А это плохое было: действуя в тандеме с местным посольством США, эти НПО начали планомерно внедряться в политическую жизнь республики, занимаясь, помимо всего прочего, прямой скупкой СМИ и видных представителей элиты. Особенно резко ставки в этой игре возросли, когда после терактов 11 сентября 2001 года в аэропорту столицы Киргизии появилась база ВВС США. Всего в 54 километрах от российской авиабазы Кант. Давая на это свое согласие, Москва считала такое решение чисто временным. Но американцы захотели остаться если не навсегда, то очень надолго.
Вскоре за свою доброту поплатился и сам Акаев. Как он не раз мне рассказывал, американцы сыграли ключевую роль в его отстранении от власти в результате государственного переворота в 2005 году.
Следующая связанная с американским военным присутствием в Киргизии политическая драма оказалась еще более пикантной. Получив от Москвы солидный объем экономической поддержки, следующий президент страны Курманбек Бакиев базу ВВС США «ликвидировал» — но очень причудливым образом. Вся «ликвидация» свелась к ее переименованию в «Центр транзитных перевозок».
Бакиева в Киргизии давно нет: потерев доверие России, он быстро потерял и доверие собственного населения, лишившись власти в результате очередной «народной революции». Нет сейчас в стране и американской военной базы. А вот американские ставленники и воспитанники в политической элите республики, напротив, остались и затеяли сейчас новую интригу. Одним из таких прозападных деятелей, как убеждены в Москве, является еще один собеседник Узры Зеи — заместитель премьер-министра Эдиль Байсалов.
Высшие лидеры Киргизии всячески демонстрируют, что являются друзьями России. Например, общаясь с Михаилом Мишустиным уже после начала операции на Украине, председатель кабинета министров и одновременно руководитель администрации главы государства Акылбек Жапаров заявил: «Перед выездом я встречался с уважаемым президентом Садыром Жапаровым. Он сказал: «Мы были двести лет с Россией и готовы еще триста лет быть вместе с ней». Замечательные слова, которые непременно должны быть подкреплены делами.
В отличие от времен Аскара Акаева, сейчас власть в Киргизии не напоминает «облако в штанах». Правящий тандем президента Жапарова и председателя Государственного комитета национальной безопасности Камчыбека Ташиева — это совсем не те люди, с которыми стоит шутить.
Однако такие «шутники» все же нашлись. И деятельность прозападных фигур в высших эшелонах власти, и раздувание антироссийской волны в прямо финансируемых американцами СМИ – с точки зрения официальной Москвы все это выходит за рамки привычного и понятного курса на многовекторность.
Заигрывая с американцами, официальный Бишкек рискует войти в клинч даже не с одним, а с двумя своими стратегическими союзниками. Крупный кредитор Киргизии, Китай, также выступает против активизации политики США в регионе. Очень может быть, что для президента Жапарова пришло время восстановить разумный баланс во внешней политике.