Дополнительные проверки фур на казахстанско-кыргызской границе, которые инициировал Казахстан в целях борьбы с контрабандой, разозлили кыргызских чиновников. Один из них, депутат Айбек Алтынбеков, предложил перекрыть Казахстану воду из трансграничных рек.
Он заявил, что раз Казахстан устраивает экономическую блокаду, приводя к скоплению на границе фур, то и ему нужно устроить блокаду… водную. О том какие опасности и риски могут быть во время ожидаемой летней засухи в Казахстане и маловодного сезона в Кыргызстане, пишет 365info.kz, излагая мнение казахстанских экспертов.
Безответственные заявления
Это очень возмутило ученого и эксперта по водным ресурсам Малика Бурлибаева, который считает, что не нужно смешивать разные вопросы в одну кучу.
— Он возомнил себя богом или кем?! Это ведь крайне безответственное заявление с его стороны. Он наделен полномочиями решать государственные проблемы и проблемы своих избирателей, а не наоборот, создавать межгосударственные проблемы
На границе нередко возникают проблемы с таможенными декларациями и перевозом грузов. Или может этот депутат заинтересован в провозе контрабандных товаров? В таком случае пусть заходят напрямую из Китая, через пропускные пункты минуя Казахстан, — предлагает он.
При этом, как отмечает ученый, у Кыргызстана уже ранее были баталии с соседним Таджикистаном по причине водных разногласий.
Договоры не соблюдаются
Между тем в мире немало случаев, когда из-за воды проливается кровь. Стоит вспомнить вооруженные конфликты между Индией и Пакистаном в борьбе за пресную воду. Вода становится стратегическим ресурсом, учитывая ее значимость для жизнедеятельности человека.
— Между Казахстаном и Кыргызстаном есть межправительственное соглашение. А в 80-х годах у нас было межсоюзное соглашение по рекам Чу и Талас.
Но все эти соглашения очень часто соблюдаются лишь на бумаге и не всегда добросовестно исполняются. Казахстану нередко не хватает воды — ему не достается оговоренных объемов, за исключением годов с большим количеством осадков и многоводья
Если сейчас нам заблокируют воду, под ударом окажется Жамбылская область. Вот только куда самим кыргызам ее девать? Они же не смогут взять сверх того, что сейчас берут — будут просто бесполезно в водохранилищах воду держать. На случай возникновения форс-мажоров существуют комиссии по водным вопросам — с членами из Казахстана и Кыргызстана они организовывают обсуждения. Но я не думаю, что до этого дойдет, — считает Бурлибаев.
Инструмент воздействия
По наблюдениям политолога Рустама Бурнашева, давно сложилась практика, когда в критической ситуации Казахстан блокирует транспорт на границе с Кыргызстаном, а тот перекрывает воду или меняет режим работы водно-энергетических объектов. Такой инструмент воздействия друг на друга.
— Подобное было после выступления экс-президента Кыргызстана Атамбаева несколько лет назад, когда он обрушился с критикой на Казахстан. Тогда на какое-то время к нам заблокировали доступ кыргызских товаров
И Кыргызстан тогда тоже угрожал, что «отключит» воду. Но в этом году ситуация несколько иная: угроза кроется в том, что осадков в зимний период выпало очень мало, в регионе может возникнуть реальная нехватка воды.
По этой причине и могут перекрыть водные потоки. Пострадать южные регионы Казахстана, — предупреждает он.
Выхода нет
Политолог Марат Шибутов считает, что связанные с водой угрозы — единственный рычаг воздействия Кыргызстана на Казахстан. И кыргызская сторона реально может перейти от слов к делу.
Это ухудшит казахстанским аграриям условия для полива. Особенно пострадают водоемкие культуры, такие как рис и хлопок
— Других вариантов давления у них нет, при этом их сторона полностью заинтересована в контрабанде. А для нас эта вода необходима для полива в трех областях — Жамбылской, Туркестанской и Кызылординской.
Мы постоянно ездим на переговоры по этому вопросу, и каждый раз это большая сделка.
И никак это не изменить — все будет продолжаться и дальше по такому сценарию. Потому что кыргызская сторона не соблюдает условия договора
И даже если мы посадим к ним в правительство своих людей, на местах их не будут слушаться. Такова объективная реальность: в вододефицитном регионе они живут вверху, а мы внизу. От этого никуда не деться. Безвыходная ситуация, — заключает Шибутов.