Биолог Беронда Монтгомери рассказывает, чему мы можем научиться у деревьев, которые избрали свой путь излечения и возвращения к нормальной жизни. Мнение ученого опубликовала «Идеономика»:
Во время зимних прогулок я люблю наблюдать за архитектурой стволов деревьев. Обычно они скрыты от взгляда весной и летом под обволакивающей зеленью или за красочным пламенем осенних листьев. Но по мере того, как деревья готовятся к зиме, и начинается тщательно срежиссированный процесс увядания, проступают скрытые структуры стволов.
Во время осеннего старения листьев дерево приостанавливает активный рост и насыщение их питательными веществами. Этот процесс начинается с разрушения зеленых хлорофиллов, управляющих фотосинтезом, с помощью которого растения используют энергию света, а затем сложные соединения превращаются в растворимые сахара и аминокислоты, которые возвращаются в дерево и сохраняются во время зимы для использования следующей весной.
Как только питательные вещества усвоены, дерево начинает сбрасывать листья. У основания каждого из них образуется физический барьер, известный как отделительный слой, который отторгает лист от дерева. Сбросив листья, ствол будет открыт взгляду всю зиму. Дерево входит в состояние покоя.
Некоторые говорят, что безлиственный зимний сон делает деревья незаметными. И по сравнению с многоцветной эффектностью осени или зеленью лета, пышущей жизнью и здоровьем, тишина зимы может показаться ничем не примечательной. Но, по-моему, когда деревья сбрасывают листья, взгляду открывается сила, опыт и история ствола. Становится виден его полный обхват, как правило, показатель возраста дерева, а также его ветвление и структура. Несмотря на то, что лиственные деревья в основном находятся в покое и сосредоточены на поддержании своего состояния и защите от суровых условий, уроки, которые они могут нам преподать, особенно наглядны зимой и отличаются от тех, что возможны в другие сезоны.
Я, как и другие, приняла много уроков, которым могут научить растения. Они учат наставничеству и поддержке членов сообщества, устойчивости, поликультуре на основе взаимодействия и пользе разнообразия. Один из глубоких уроков зимних деревьев, который я извлекла, основан на наблюдении за изменениями организма, которые становятся доступны при тщательном рассмотрении открытой структуры дерева. Характер ветвления, наличие (или отсутствие) зимних почек, наличие рубцов или повреждений – всё это элементы автобиографии дерева. Годы изобилия или нужды отражаются на разном количестве почек и разной способности наращивать древесину. Контекст окружающей среды влияет на то, как ветви развиваются и вытягиваются. Архитектура дерева показывает то, какие годы оно прожило. Из всех этих особенностей меня больше всего поразило, что мы можем учиться тому, как деревья восстанавливаются после полученных травм, которые они вынуждены переносить.
Повреждения – нанесенные намеренно процессом обрезки или случайно стихийным бедствием – становятся хорошо заметны, когда деревья обнажаются. Они замечают повреждения или потери и начинают процесс восстановления и заживления. Деревья не игнорируют травму или старение, чтобы вернуться к своим обычным делам. Неспособность реагировать – и реагировать активно и динамично – может привести к долгосрочному ухудшению здоровья и даже к смерти. Поэтому, когда возникает повреждение, деревья инициируют защитный ответ, который часто имеет две определенные фазы – начальную и быструю химическую реакцию, за которой следует более медленная и длительная физическая адаптация. Быстрая химическая реакция представляет собой активную попытку ограничить ущерб от вредителей, привлеченных сахарами и химическими веществами растительного происхождения (или фитохимическими веществами), которые выделяются при повреждении. Вторая, более медленная реакция заключается в том, чтобы сформировать рубцы и закрыть рану.
Некоторые из фитохимических веществ, образующихся во время реакции на повреждение, служат для активной защиты растения, действуя как противомикробные или противогрибковые соединения, предотвращающие развитие в открытой ране инфекции, которая может привести к гниению.
Помимо запуска защитных химических механизмов деревья производят раневую древесину, или «каллус» (мягкую ткань, которая развивается и растет на открытой поверхности раны), чтобы медленно закрыть повреждение. Это ограждает и изолирует рану, обеспечивая долгосрочный защитный барьер от заражения патогенами или возбудителями болезней. Для растений, выбирающих этот путь, исцеление заключается в предотвращении угроз и закрытии травмы.
Процессу восстановления способствует доступ кислорода к открытой ране дерева. Преждевременное ее закрытие может иметь катастрофические последствия. Лучше позволить деревьям следовать естественному процессу заживления ран и отделить поврежденные ткани. Эта реакция дерева, заключающаяся в очищении и здоровом закрытии раны путем ее защиты от инфекции и насыщения кислородом с последующим покрытием долговременной защитной рубцовой тканью, дает мощный урок от растений.
Преждевременное закрытие раны просто для того, чтобы скрыть повреждение, без внимания к открытой работе с ней путем очищения и терапевтического ухода, может привести к усугублению проблем, а не к здоровому прогрессу в сторону исцеления, переосмысления, роста и процветания.
Эффективное заживление раны поддерживает общее здоровье дерева и приводит к росту новых ветвей и листьев, которые обеспечат новые плоды и семена. Чему я учусь у деревьев каждый год, так это соблюдению тонкого баланса в борьбе за восстановление после травмы.
Иногда от чего-то нужно отказаться, чтобы избежать болезни, атрофии, гибели; в других случаях – вовремя распознать, когда наращивать новое, которое позволит выполнять основную задачу и даст результат. От одних путей нужно отвернуться, другим – следовать и обновляться. Зимой можно увидеть, что выбрало дерево.
Полагаю, что мы, люди, слишком часто думаем, что желаемая реакция на травму состоит в том, чтобы быстрее простить и вернуться к «нормальности». Хотя это иногда осуществимо, и, безусловно, примирение имеет свои преимущества, существуют альтернативные способы исцеления и движения вперед, основанные на отделении и перенаправлении энергии. Заживление ран – перекрытие или защитное уплотнение и последующий рост новых живых структур, включая ткани флоэмы, транспортирующей сахар, и ксилемы, пропускающей воду, – позволяет деревьям продолжать выполнять основную задачу. Эта парадигма исцеления ран показывает, что для того, чтобы остаться в живых, необходимо закрыть некоторые пути и искать новые возможности. Я использовала эти уроки, чтобы двигаться вперед как в личной, так и в профессиональной сфере.
Бывают особые моменты, когда подобные уроки глубоко отзываются в моем сознании. С серьезными потрясениями, такими как глобальная пандемия, можно справиться разными способами: желанием вернуться к нормальной жизни и необходимостью масштабной перестройки наших реакций на травму болезни и смерти.
Размышления об уникальных уроках, извлеченных из травматической реакции заживления и трансформации у деревьев, побуждают ответить, как мы можем наилучшим образом обеспечить и быструю реакцию для предотвращения ущерба при наличии открытой раны, и долгосрочную реакцию завершения и прокладывания новых путей вперед, вместо безуспешных попыток вернуться к дотравматическим определениям нормальности.