Постановлением кабинета министров Кыргызстана от 14 апреля 2022 года утверждены порядок формирования и обращения электронной товаротранспортной накладной, положение о порядке учета и контроля нефти и нефтепродуктов на территории Кыргызской Республики, а также технические требования к электронной системе учета и контроля нефти и нефтепродуктов.
Это сделано в целях реализации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, а также усиления контроля за оборотом товаров на территории Кыргызской Республики, в том числе нефтепродуктов и товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Постановлением также утверждены сроки применения электронной товаротранспортной накладной (ЭТТН).
Так, зарегистрироваться в качестве участника информационной системы ЭТТН должны:
– с 15 мая 2022 года – налогоплательщик, осуществляющий оборот нефти и нефтепродуктов и товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации на территории Кыргызской Республики;
– с 1 июля 2022 года – налогоплательщик, осуществляющий оборот товаров, включенных в перечень, утвержденный Евразийской экономической комиссией;
– с 1 января 2023 года – другие категории налогоплательщиков.
Налогоплательщик до даты введения обязательного применения ЭТТН может зарегистрироваться в качестве участника в добровольном порядке.
Информационная система «ЭТТН» представляет собой единый портал налоговой службы, позволяющий оформлять ЭТТН, передавать их в реальном режиме контрагенту.
Несомненным преимуществом электронного документооборота перед бумажным является его оперативность, который позволит субъектам предпринимательства обмениваться ЭТТН (в том числе корректировочными) с контрагентами за считанные минуты, тогда как ранее пересылка оригинальных (бумажных) документов контрагенту, находящемуся в другом регионе, занимала дни и даже недели.
В числе других плюсов – сокращение затрат на канцелярские и почтовые расходы в связи с переходом на безбумажную форму работы, а также возможность оптимизировать свой внутренний документооборот и улучшить качество управления.