Только международное сотрудничество может решить неотложные глобальные проблемы, такие как устранение нехватки продовольствия и других продуктов, устранение барьеров для роста и сохранение климата. Об этом пишет МВФ. Ниже приводим текст публикации:
В то время как политики и бизнес-лидеры направляются в Давос, мировая экономика сталкивается, пожалуй, с самым большим испытанием со времен Второй мировой войны.
Российское вторжение в Украину усугубило пандемию Covid-19 — кризис за кризисом — опустошая жизни людей, замедляя рост и подстегивая инфляцию. Высокие цены на продукты питания и энергоносители ложатся тяжелым бременем на домохозяйства во всем мире. Ужесточение финансовых условий оказывает дополнительное давление на страны, компании и семьи с крупной задолженностью. А страны и компании проводят переоценку глобальных цепочек поставок на фоне постоянных сбоев.
Добавьте к этому резко возросшую волатильность на финансовых рынках и сохраняющуюся угрозу изменения климата, и мы столкнемся с потенциальным стечением бедствий .
Однако нашей способности реагировать мешает другое последствие войны на Украине — резко возросший риск геоэкономической фрагментации .
Как мы здесь оказались? За последние три десятилетия потоки капитала, товаров, услуг и людей изменили наш мир, чему способствовало распространение новых технологий и идей. Эти силы интеграции повысили производительность и уровень жизни, утроив размер мировой экономики и избавив 1,3 миллиарда человек от крайней нищеты.
Но успехи интеграции принесли и самоуспокоенность. Неравенство в доходах, богатстве и возможностях продолжало усугубляться в очень многих странах в течение длительного времени, а в последние годы и между странами. Люди остались позади, поскольку отрасли изменились в условиях глобальной конкуренции. И правительства изо всех сил пытались им помочь.
Напряженность в отношении торговли, технологических стандартов и безопасности нарастала в течение многих лет, подрывая экономический рост и доверие к нынешней глобальной экономической системе.
Согласно исследованию МВФ , только неопределенность в отношении торговой политики привела к сокращению мирового валового внутреннего продукта в 2019 году почти на 1 процент . А с тех пор, как началась война в Украине, наш мониторинг показывает, что около 30 стран ограничили торговлю продуктами питания, энергоносителями и другими ключевыми товарами.
Издержки дальнейшей дезинтеграции будут огромными для разных стран. И люди с любым уровнем дохода пострадают — от высокооплачиваемых специалистов и фабричных рабочих со средним доходом, которые экспортируют, до низкооплачиваемых рабочих, выживание которых зависит от импорта продуктов питания. Все больше людей отправятся в опасные путешествия в поисках возможностей в другом месте.
Подумайте о влиянии реконфигурации цепочек поставок и более высоких барьеров для инвестиций. Они могут затруднить развивающимся странам продажу богатому миру, получение ноу-хау и накопление богатства. Страны с развитой экономикой также должны будут платить больше за те же продукты, что подстегнет инфляцию.
И производительность пострадает, поскольку они потеряют партнеров, которые в настоящее время занимаются инновациями вместе с ними. По оценкам исследований МВФ , только технологическая фрагментация может привести к потерям в размере 5 процентов ВВП для многих стран.
Или подумайте о новых транзакционных издержках для людей и предприятий, если страны разработают параллельные, автономные платежные системы, чтобы снизить риск потенциальных экономических санкций.
Итак, у нас есть выбор : сдаться силам геоэкономической фрагментации, которые сделают наш мир беднее и опаснее. Или изменить форму нашего сотрудничества, чтобы добиться прогресса в решении коллективных проблем.
Восстановление доверия к глобальной системе — четыре приоритета
Чтобы восстановить веру в то, что глобальная система, основанная на правилах, может хорошо работать для всех стран, мы должны плести нашу экономическую ткань новыми и лучшими способами. Если мы сможем начать с сосредоточения внимания на неотложных вопросах, прогресс в которых явно принесет пользу всем, мы сможем укрепить доверие, необходимое для сотрудничества в других областях, где существуют разногласия.
Вот четыре приоритета, которые можно продвинуть только совместными усилиями.
Во-первых, укрепить торговлю, чтобы повысить устойчивость.
Мы можем начать сейчас со снижения торговых барьеров, чтобы уменьшить дефицит и снизить цены на продукты питания и другие товары.
Не только странам, но и компаниям необходимо диверсифицировать импорт, чтобы обезопасить цепочки поставок и сохранить огромные преимущества глобальной интеграции для бизнеса. Хотя геостратегические соображения будут определять некоторые решения по источникам, это не обязательно приведет к дезинтеграции. Руководители бизнеса должны сыграть важную роль в этом отношении.
Новое исследование МВФ показывает, что диверсификация может вдвое сократить потенциальные потери ВВП из-за перебоев в поставках. Производители автомобилей и другие компании обнаружили, что разработка продуктов, в которых можно использовать заменяемые или более широко доступные детали, может снизить потери на 80 процентов.
Диверсификация экспорта также может повысить экономическую устойчивость. Политики, которые помогают, включают: улучшение инфраструктуры, чтобы помочь предприятиям сократить цепочки поставок, расширение широкополосного доступа и улучшение бизнес-среды. ВТО также может помочь своей общей поддержкой более предсказуемой и прозрачной торговой политики.
Во-вторых, активизировать совместные усилия по решению проблемы задолженности .
Поскольку примерно 60 процентов стран с низким уровнем дохода имеют значительную долговую уязвимость, некоторым из них потребуется реструктуризация долга. Без решительного сотрудничества, направленного на облегчение их бремени, и они, и их кредиторы окажутся в худшем положении. Но возвращение к устойчивости долга привлечет новые инвестиции и подстегнет инклюзивный рост.
Вот почему необходимо безотлагательно улучшить общую основу для урегулирования задолженности Группы двадцати. Это означает установление четких процедур и сроков для должников и кредиторов, а также предоставление этой основы другим уязвимым странам с крупной задолженностью.
В-третьих, модернизировать трансграничные платежи .
Неэффективные платежные системы являются еще одним препятствием для инклюзивного роста. Возьмем денежные переводы: средняя стоимость международного перевода составляет 6,3 процента. Это означает, что около 45 миллиардов долларов в год уходят в руки посредников и уходят от миллионов домохозяйств с низкими доходами.
Возможное решение? Страны могли бы совместно разработать глобальную общедоступную цифровую платформу — новую часть платежной инфраструктуры с четкими правилами, — чтобы каждый мог отправлять деньги с минимальными затратами, с максимальной скоростью и безопасностью. Он также может соединять различные формы денег, в том числе цифровые валюты центрального банка.
В-четвертых, противостоять изменению климата: экзистенциальной проблеме, которая нависает над всем .
Во время климатической конференции COP26 130 стран, на долю которых приходится более 80 процентов глобальных выбросов, обязались достичь нулевого уровня выбросов углерода примерно к середине века.
Но нам срочно нужно ликвидировать разрыв между амбициями и политикой . Чтобы ускорить «зеленый» переход, МВФ выступает за комплексный подход, сочетающий ценообразование на выбросы углерода и инвестиции в возобновляемые источники энергии, а также компенсацию пострадавшим.
Прогресс для людей
Жестокий факт заключается в том, что мы все слишком медлили, чтобы действовать, когда наша экономическая ткань начала изнашиваться. Но если страны смогут сейчас найти способы объединиться для решения этих насущных проблем, которые выходят за рамки национальных границ и затрагивают всех нас, мы можем начать уменьшать фрагментацию и укреплять сотрудничество. Есть некоторые обнадеживающие признаки.
Когда разразилась пандемия, правительства приняли скоординированные монетарные и фискальные меры, чтобы предотвратить новую Великую депрессию. Международное сотрудничество имеет важное значение для разработки вакцин в рекордно короткие сроки. Что касается глобального корпоративного налогообложения, 137 стран договорились о реформах, чтобы гарантировать, что многонациональные предприятия платят свою справедливую долю, где бы они ни работали.
В прошлом году члены МВФ поддержали историческое выделение специальных прав заимствования Фонда на сумму 650 миллиардов долларов для укрепления резервов стран. Совсем недавно наши члены согласились создать Доверительный фонд устойчивости и устойчивого развития, который обеспечивает долгосрочное доступное финансирование, чтобы помочь нашим наиболее уязвимым членам справиться с изменением климата и будущими пандемиями.
В стремлении к дальнейшему прогрессу мы все должны придерживаться простого руководящего принципа: политика предназначена для людей. Вместо того чтобы глобализировать прибыль, мы должны локализовать преимущества объединенного мира .
Начните с сообществ в каждой стране, которые проиграли в «старой глобализации» и были отброшены назад из-за пандемии: инвестируйте в их здоровье и образование. Помогите уволенным работникам освоить востребованные навыки и перейти к карьере в расширяющихся отраслях. Например, фирмы, занимающиеся экспортом, в среднем платят более высокую заработную плату , как и более экологичные рабочие места .
Многосторонние учреждения также могут сыграть ключевую роль в перестройке глобального сотрудничества и противодействии фрагментации, в том числе путем дальнейшего укрепления своего управления, чтобы гарантировать, что они отражают изменяющуюся глобальную экономическую динамику — предстоящий обзор МВФ капитала и голосующих акций предоставит такую возможность.
Они также могут использовать свои возможности по объединению и максимально использовать свои разнообразные инструменты. МВФ может помочь, например, своим набором финансовых инструментов, двусторонним и глобальным наблюдением и беспристрастным подходом ко всем нашим членам.
Не существует серебряной пули для борьбы с наиболее разрушительными формами фрагментации. Но работая со всеми заинтересованными сторонами над неотложными общими проблемами, мы можем начать строить более сильную, более инклюзивную глобальную экономику.