Зачем олигархам аэропорты, когда в Казахстане не хватает школ

Автор -
232

    Общественный деятель Арман Шураев в интервью Ulysmedia.kz раскритиковал Булата Утемуратова, который намерен построить в Кызылорде аэропорт за $25 млн.

    “Я не понимаю, у нас Кызылорда, что международный хаб? А ведь в этом городе катастрофически не хватает школ, дети учатся в 3 смены. Почему бы Утемуратову не построить вместо аэропорта 10-15 школ? А у нас опять эти “понты” из серии ЭКСПО или ЛРТ, когда мы тратим деньги на те вещи, которые абсолютно никому не нужны”, – заявил Арман Шураев.

    На предположение о том, что аэропорт – это стратегический объект, который приносит деньги и, может быть, поэтому интерес к нему, а не к школам, общественный деятель ответил следующим образом:

    “У нас много стратегического продано, возьмите “Балхашмыс” – всю медь вывезли, осталось лет на 10. Кто-нибудь подумал, что будет с Жезказганом? Почему за 30 лет не удосужились построить перерабатывающие предприятия? Почему вывозим медь, а не медные провода, которые стоят намного дороже? В чём стратегия? Вывезти медь за копейки, а потом купить провода из этой меди за тысячи? Если сравнивать наше государство с человеческим организмом, в нём нет ни одного не здорового места, оно болеет всеми формами рака в последней стадии”.

    По словам Шураева, демократия – это “не только возможность выйти на митинг, это, прежде всего, возможность поставить на место любого чиновника”.

    “Акимы областей и районов – удельные князьки, которым никто не может ничего сказать, которые сами решают, кто будет депутатом. Если бы в столичном маслихате были нормальные депутаты, избранные народом, они никогда не позволили бы протащить проект ЛРТ. А протащили потому, что там сидят депутаты, каждого из которых можно взять за руку и отвести в суд. Поэтому они молчат и голосуют за всякую чушь. Где депутаты Кызылорды, они должны говорить Утемуратову, что городу нужен не аэропорт, а школы”, – отметил он.

    Напомним, c 2011 по 2020 годы аэропорт Алматы был частной собственностью олигарха Тимура Кулибаева.

    Ранее Ulysmedia.kz рассказывала о стратегических активах Масимова – кто помог туркам “захватить” алматинский аэропорт.

    Многие казахстанцы до сих пор не могут понять, почему так быстро и легко удалось турецкой компании TAV Airports Holding провести сделку по приобретению стратегического объекта?

    К слову, аналитики до сих пор ломают голову, зачем нужно было продавать воздушную гавань и почему турки за объект, который ещё и требовал огромных инвестиций, заплатили даже больше, чем требовалось. Корреспондент Ulysmedia.kz пытался понять, что произошло на самом деле, кто стал настоящим хозяином и какую выгоду он получил от этой сделки.

    В 2020-м, когда стало известно о том, что в международный аэропорт Алматы придёт новый хозяин, робкие попытки отечественных СМИ выяснить, почему правительство и КНБ разрешили продать стратегический объект зарубежной компании, быстро сошли на нет. Зато мировые информационные ленты активно тиражировали комментарий президента TAV Airports Holding, который сообщал, что компания рада добавить в свой портфель алматинский международный аэропорт – важный транзитный узел между Азией и Европой, где есть значительный потенциал для роста. Поэтому, опираясь на свои обширные ноу-хау, TAV Airports Holding будет в полной мере работать над реализацией этого потенциала.

    Видимо, тот, кто продавал стратегический объект, счёл эти планы вполне реалистичными, и договор купли-продажи был подписан, 100% акций аэропорта Алматы ушли за 415 млн долларов.

    Турки излучали оптимизм и, казалось, что их веру в то, что алматинская гавань скоро станет № 1 в мире, не подрывает ни то, что нужно будет вкладывать миллионы в реанимацию взлетной полосы, что в опасной близости от них расположено огромное количество жилых домов, что сам терминал тоже требует капитального ремонта, ни конкуренция, ни снижение почти до нуля пассажирского потока…

    В общей сложности, подсчитал новый хозяин, на расширение аэропорта и все ремонты-переделки придётся выложить не менее 750 млн долларов.

    Однако скоро стало известно, что турки всё-таки далёко не альтруисты. Министерство индустрии и инфраструктурного развития, Европейский банк реконструкции и развития, неизвестная Международная финансовая корпорация и Международный аэропорт Алматы начали обговаривать соглашение о государственной поддержке проекта. К примеру, на официальный запрос Ulysmedia.kz TAV Airports Holding ответил, что на реконструкцию аэропорта по планам заложено всего 200 млн долларов. Остальные деньги холдинг собирается взять в кредит, да ещё и под гарантии Казахстана.

    Бедный инвестор просит денег

    Вокруг сделки очень быстро начали происходить чудеса. Например, инвестору сразу понадобились деньги, и он их сразу же получил. Туркам без лишних разговоров на долевое финансирование 30 млн долларов США выделил государственный Фонд Kазына Капитал Менеджмент.

    Председатель правления Фонда Айнур Саиновна Куатова не могла не понимать, что инвестор, как правило, не берёт, а даёт, но тем не менее документы на финансирование подписала. Дело-то благое, турки пообещали построить новый терминал, который позволит в значительной степени нарастить долгосрочный пассажиропоток.

    Щедрый ЕБРР выделил:

    • 229,4 млн долларов на строительство нового пассажирского терминала и на рефинансирование покупки аэропорта и ассоциированной компании по производству топлива Venus Trading LLP консорциумом инвесторов во главе с TAV Airports.
    • 79,4 млн долларов будут синдицированы через коммерческие банки. В синдикат кредиторов входят: Евразийский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация и немецкая инвестиционная корпорация DEG.

    Это только часть средств, информацию о которых удалось найти в открытых источниках. Но даже эти суммы не объясняют, почему за объект, красная цена которого 200 миллионов долларов, согласились отдать в два раза больше.

    Обещания наши – гарантии ваши

    В описании проекта, который так понравился казахстанской стороне, говорилось о том, что 2019 году аэропорт обслужил 6,4 миллионов пассажиров, но, несмотря на это, он совершенно не соответствует международным стандартам.

    А когда турки построят новый международный терминал, модернизируют терминал для внутренних рейсов, внедрят стандарты оптимального уровня обслуживания ИАТА, аэропорт сможет предоставлять более качественные авиационные услуги, расширит свои коммерческие площади и предложит более широкий спектр неавиационных услуг.

    Сыграет свою положительную роль и опыт TAV Airports, как опытного глобального оператора, и алматинский аэропорт станет первым примером крупномасштабных прямых иностранных инвестиций в сектор аэропортовой инфраструктуры в Казахстане, а также самой крупной сделкой такого рода в Центральной Азии.

    Но ставку инвестор почему-то сделал на кредитную составляющую и совершенно не скрывал то, что не намерен вкладывать в проект собственные средства.

    “Консорциум ведет активные переговоры с кредиторами с целью обеспечения финансирования, необходимого для успешного рефинансирования Консорциумом Приобретения и осуществления Расширения”, – говорится в описании проекта.

    В результате компания убедила правительство РК, что без участия государства довести аэропорт до мировых стандартов вряд ли получится, поэтому без гарантий на кредитные линии ничего не сделать. А если они будут, то уж точно можно ничего не делать.

    Этот печальный вывод напрашивается уже потому, что перемен за два года в воздушной гавани Алматы найти не получится даже под микроскопом.

    Но кто говорил, что аэропорт доводить до стандартов будет легко? Чего только стоит экологический и социальный риск и создание безопасной зоны!  Аналитики турецкой компании выяснили, что застройка территории вокруг аэропорта жилыми домами произошла за последние 15 лет из-за отсутствия официально установленной и обеспеченной правоприменительной практикой санитарно-защитной зоны. Сейчас рядом со взлётными полосами располагаются не менее 7000 домов. Так вот создание этой зоны, то есть финансирование сноса и приобретение нового жилья для переселенцев, турки перекладывают на плечи казахстанских властей.

    В описании проекта инвестор предупреждает, если Правительство примет решение о переселении и изъятии земель 6770 объектов недвижимости в пределах 4 км от зоны авиационной безопасности – это обязательство будет отражено в Соглашении о государственной поддержке и Рамочном документе об изъятии земли и переселении (РДИЗП). Если Банку не удастся добиться одобрения Правительства, Проект дальше реализовываться не будет.

    Но все эти денежные прогнозы ушли на второй план, когда начали обсуждать расширение аэропорта, и выяснилось, что для решения этой проблемы придётся сносить здание первого аэропорта. Алматинская общественность бросилась защищать культурное наследие, начались протесты, а TAV Airports стала искать варианты – демонтировать, переносить или встраивать старое в новое. В результате турки пообещали здание сохранить, но тут и пандемия внесла свою лепту – аэропорт фактически был закрыт, поэтому вскоре проблема отошла на второй план, а вместе с ней и обещания нового владельца, сделать алматинский аэропорт самым лучшим в Центральной Азии.

    Требуем вернуть Международный аэропорт Алматы государству!

    В конце января петицию президенту страны отправили возмущенные алматинцы. В письме подробно описаны проблемы и даже есть предложения как исправить ситуацию. Подписанты хорошо осведомлены о происходящем в порту, это даёт повод думать, что там они и работают.

    В петиции подробности правления новых хозяев: придумали дублирующие должности, уволили опытных специалистов и перекроили отлаженную структуру, то есть устроили «хаос в производственном процессе.

    Также президенту объяснили, что «парадокс происходящего берёт свое начало в то время, когда Международный аэропорт Алматы стал частной собственностью бизнесмена Тимура Кулибаева. Это требует тщательного расследования всей цепочки сделок. То, что в аэропорту все не ладно, говорит и январское ЧП, когда решения об эвакуации принимали начальники служб дежурной смены – руководства в этот момент не было».

    “Мы настаиваем на требовании вернуть Международный аэропорт Алматы, если не в полную государственную собственность, то как минимум, в управление отечественных специалистов. Уверены, в нашей стране достаточно профессионалов в авиационной отрасли, которые обеспечат как безопасность стратегического объекта, так и процесс обслуживания судов и пассажиров в соответствии с международными стандартами и требованиями”, – пытались убедить президента хорошо знающие об авиационных проблемах алматинцы.

    Пока Касым-Жомарт Кемельевич своё мнение по этому поводу не обнародовал, может быть не успел петицию прочитать.

    Хотя тот, кто периодически летает знает, что в порту всё по-старому – те же обшарпанные туалеты, очереди за багажом, толпы на регистрации рейсов, явный недостаток кресел в накопителях и безумные цены в барах. Это подтверждение, что обещания новых турецких хозяев поднять статус алматинского аэропорта до мировых стандартов остались на бумаге.

    Масимов, Досаев, Куатова – коллеги, друзья и товарищи по бизнесу

    Как только Ерболата Досаева назначили акимом Алматы, он почти сразу же отправился с визитом в аэропорт. Власти города, успокоил он инвестора, готовы поддержать проект и содействовать решению проблем и вопросов для сдачи объекта в установленные сроки.

    Казахстанские сотрудники аэропорта отметили, что турки, хоть и ведут себя по-хозяйски, все-таки в проекте не главные. Скорее всего, не зря говорили, что завладел стратегическим объектом кто-то на самом верху, кому многое дозволено и доступно.

    В 2016 году Ерболата Досаева назначили руководителем управляющего холдинга «Байтерек», вместе с ним в компанию пришла Айнур Куатова и стала управляющим директором. Через год Досаев уже заместитель премьер-министра Сагинтаева. Впрочем, в их общей истории много точек соприкосновения. Так как было устоять и не воспользоваться дружескими связями, высоким покровительством и не передать аэропорт в собственность Масимову, которому отказать никак было нельзя – на тот момент в его руках была национальная безопасность.