Дефицит воды накроет Казахстана уже в июне: готово ли правительство? — СМИ поднимают тревогу

Автор -
277

    Во время недавнего визита в Кыргызстан актуальность водного вопроса вновь подчеркнул глава нашего государства. На пресс-конференции по итогам визита он напомнил, что

    «…проблема нехватки воды усложняется с каждым годом. Такой прогноз делают авторитетные международные экологические организации. Не будет увеличения воды – это уже понятно».

    Он подчеркнул, что странам Центральной Азии необходимо работать сообща, чтобы  реки были связующим звеном между народами.

    Размытая ответственность

    В канун визита глава государства принял министра экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешева. Речь шла о состоянии водохозяйственной инфраструктуры, проведении вегетационного периода и разработке нового Водного кодекса.

    Также прошло заседание Водного совета под председательством премьер-министра Алихана Смаилова. Рассматривались вопросы консолидации функций водоснабжения и водообеспечения в одном государственном органе, а также водохозяйственная ситуация в бассейне реки Сырдарьи.

    Как выяснилось, сейчас эти функции, а также

    полномочия по использованию и охране водных ресурсов находятся в ведении трех разных министерств:

    • экологии, геологии и природных ресурсов
    • сельского хозяйства
    • индустрии и инфраструктурного развития

    В соответствии с поручением главы государства их предлагается консолидировать в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР).

    По поводу ситуации в бассейне реки Сырдарья было отмечено, что цикл маловодия продолжится и в 2022 году. Государства этого региона принимают согласованные действия по нивелированию возможных негативных последствий.

    В частности, стабилизировано накопление воды в Токтогульском водохранилище.  Совместно с Узбекистаном Казахстан согласовывает с Таджикистаном режим работы водохранилища «Бахри Точик» в пик вегетационного периода.

    В результате в июне-августе подача поливной воды фермерам верхнего и среднего течения реки Сырдарья, а также Жетысайского и Мактааральского районов Туркестанской области по каналу «Достык» будет обеспечена на уровне прошлого года – около 550 млн кубометров.

    После заседания Водного совета вопросы эффективного использования водных ресурсов рассматривались на заседании правительства. С докладами выступили Сериккали Брекешев, министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, акимы Жамбылской и Кызылординской областей Нуржан Нуржигитов и Нурлыбек Налибаев.

    По данным МЭГПР, 97% воды, которая используется в стране на регулярное орошение, приходится на Алматинскую, Жамбылскую, Туркестанскую и Кызылординскую области, то есть на юг Казахстана.

    В абсолютном выражении на эти цели здесь ежегодно расходуется 11,3 куб. км воды. На эти четыре области приходится 80% всей орошаемой площади угодий, или почти 1,3 млн гектаров.

    Водная зависимость и расточительность

    Как отметил на заседании г-н Смаилов, семь из восьми водохозяйственных бассейнов РК являются трансграничными, около половины стока рек поступает из сопредельных стран.

    По прогнозам, к 2040 году потребление воды в нашей стране вырастет на 56%, тогда как дефицит водных ресурсов достигнет 12 км³ в год. Поэтому уже сегодня становится актуальным ее эффективное использование.

    К примеру, сейчас до полей доходит лишь 60% воды, забираемой для сельского хозяйства, остальное просто теряется. Для сокращения потерь проводится реконструкция 259 гидротехнических сооружений в бассейнах трансграничных рек, механическая очистка 535 км магистральных и межхозяйственных каналов, закуп и установка 67 насосных установок.

    Все эти работы должны завершиться до конца июня текущего года. На проведение ремонта и бурения скважин, а также приобретение насосных установок из резерва правительства выделены средства в сумме 3,6 млрд тенге.

    Кроме того, акиматами южных областей проводится очистка каналов, применяются водосберегающие технологии, организуется водооборот и очередность полива.

    По данным Минсельхоза, в целях диверсификации водоемких культур сократятся площади под рис — на 8,7 тыс. га по сравнению с 2021 годом. В том числе в Кызылординской области (на 5,3 тыс. га), Туркестанской (2,9 тыс. га) и Алматинской (0,6 тыс. га).

    Для стимулирования фермеров к применению современных влагосберегающих технологий предоставляется господдержка в виде инвестиционного субсидирования. Она предусматривает возмещение 50% от понесенных затрат на приобретение современных систем орошения и подведение всей необходимой инфраструктуры.

    Государством также субсидируется стоимость услуг по подаче воды сельхозтоваропроизводителям.

    Что нужно знать о новом Кодексе

    И хотя государство сейчас довольно оперативно решает текущие проблемы формирования и использования водных ресурсов, для эффективной долгосрочной политики в этой сфере в первую очередь необходимо внести изменения в соответствующее законодательство.

    Разработка проекта нового Водного кодекса уже ведется по поручению главы государства и внесена в Национальный план развития РК до 2025 года. В мае под эгидой МЭГПР прошли общественные слушания на эту тему, в которых приняли участие экологические активисты, общественные деятели, эксперты и ветераны водной отрасли.

    Новые нормы водного законодательства будут стимулировать эффективное водопотребление физическими лицами, аграриями и предприятиями с созданием замкнутого цикла водопользования и очистки на предприятиях и в жилищно-коммунальной сфере.

    Предлагается четко определить компетенцию государственных органов по учету и мониторингу водных ресурсов, решить вопрос создания гидрологического центра для обобщения всех данных, оценки и прогнозов.

    Для стимулирования эффективного использования воды будут использоваться понижающие коэффициенты базовых ставок оплаты в случае использования водопользователем новых водосберегающих и очистных технологий, модернизации имеющегося оборудования и т. д.

    В налоговом законодательстве может появиться норма по уменьшению налогооблагаемого дохода на 50% от суммы расходов по внедрению новых водосберегающих и очистных технологий, а также расходов на модернизацию имеющегося оборудования водопользователя в период осуществления таких затрат.

    Чтобы вода имела реальную экономическую стоимость, изменится и тарифообразование в области водных ресурсов.