Казахстан подведут под санкции Запада? Казахского министра обвинили в коррупции из-за грузоперевозчиков России и Беларуси

Автор -
365

Общественный деятель Мурат Абенов возмутился действиями Министерства индустрии и инфраструктурного развития в сфере грузоперевозок. Он считает, что это может подвести Казахстан под санкции стран Запада, передает Azattyq Rýhy.

В частности, в своем посте на Facebook он задается вопросом: министр Ускенбаев помогает России обходить санкции?

«Ради этого, не Правительство РК, а он лично пошел на нарушение законов и международных обязательств Казахстана? Эксперты подозревают, что за такими действиями могут скрываться коррупционные интересы представителей власти Казахстана», — пишет Абенов.

Как известно после принятия «пятого пакета» санкций Евросоюза в отношении России и Беларуси Казахстан принял предупредительные меры — стали задерживать фуры, которые выполнили перегрузку или перецепку на территории РФ и РБ.

«Это вполне законное решение, основанное на наших действующих правилах и международных обязательствах. В первую очередь обоснованное нежеланием попасть самим под санкции», — пишет общественник.

В самом МИИР сообщили, что недавно, в связи с текущей геополитической ситуацией, российские и белорусские уполномоченные органы без уведомления казахстанской стороны приостановили действие требований о запрете «перецепки» до 1 января 2023 года.

«В этой связи требование о запрете «перецепки» в Казахстане продолжает действовать. После обсуждения сообщения о приостановлении действия требований о запрете «перецепки», которое состоялось в ходе встречи глав правительств Казахстана и РФ 30 мая казахстанской стороной проявлено понимание и в качестве доброй воли предложено эффективное решение сложившейся ситуации. Требование о запрете «перецепки» не будет действовать в отношении белорусских и российских перевозчиков также, до начала следующего года», — сообщили в МИИР.

Именно это сообщение возмутило общественника.

«Только что прочитал новость что Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК приняло решение помочь российским и белорусским грузоперевозчикам обойти санкции, наложенные Западными странами из-за войны в Украине (…) Это говорит о том, что министр Ускенбаев взял на себя личную ответственность, за то, что Казахстан могут использовать для перевозки подсанкционных грузов. Этим самым он поставил под риск всю страну, наши обязательства перед США и Европой не помогать обходить санкции», — считает Мурат Абенов.

Он подчеркнул, что подобный грузовой транспорт должен задерживаться Комитетом транспортного контроля РК на основании Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в республике в международном сообщении.

«В частности, в соответствии с пунктами 48 и 51 Правил, «не допускается перегрузка или перецепка на территории страны, не являющейся пунктом отправления или назначения груза из третьих стран на территорию Казахстана, груза, таможенный транзит которого еще не завершен, на автотранспортное средство, которое не зарегистрировано в стране регистрации первоначального перевозчика». Имеет ли право министр брать на себя ответственность на время приостанавливать действия правовых норм принятых в Парламенте и ратифицированных в международных соглашениях. Конечно нет. В данном случае это превышение полномочий, не обоснованное ни одним документом», — обратил внимание общественник.

Он попросил Генпрокуратуру принять меры к главе МИИР взявшем на себя, по его словам, «излишние полномочия», которые несут риски для экономической безопасности страны и грозят попаданием Казахстана под санкции США и Евросоюза.

«Из-за таких чиновников могут пострадать все граждане, весь казахстанский бизнес. На таких как этот министр нужно накладывать персональные санкции, чтобы другие не пытались, прячась за спиной у всей страны помогать обходить ограничения», — добавил он.

Высказался на эту тему эксперт Ибраш Нусупбаев. По его словам, в связи с экономическими санкциями российские и белорусские автоперевозчики оказались без работы, и чтобы сохранить заработки они занялись на территории Казахстана откровенным «пиратством», что в официальных документах называется «перецепка».

«В сфере международных автомобильных перевозок в целях защиты интересов национальных автоперевозчиков внутренним законодательством иногда вводятся ограничения по перевозкам в/из третьих стран, в том числе на «перецепку». Такое соглашение было подписано в рамках Таможенного союза. За нарушение данного соглашения в России, к примеру, предусмотрен штраф в размере 150 тысяч рублей с каждого грузовика. Однако, из-за санкций Запада российские и белорусские уполномоченные органы без уведомления казахстанской стороны приостановили действие требований о запрете «перецепки» до 1 января 2023 года, что позволило российским и белорусским водителям заняться «пиратством» на территории Казахстана, что нанесло казахстанским перевозчикам огромный экономический ущерб», — считает он.

Он утверждает, что казахстанские чиновники вместо того, чтобы встать на защиту казахстанских водителей, наложить штрафы на Россию и Белоруссию «утерлись» и разрешили российским и белорусским водителям «пиратствовать» на территории Казахстана до 1 января 2023 года.

«Разумеется, сделали они это не бесплатно. По самым скромным прикидкам размер взятки мог составлять несколько миллионов долларов», — считает он.

Президент ассоциации казахстанских перевозчиков Максат Сактаганов отмечает, что решить проблему можно, наняв казахстанских водителей, но этого никто не делает.

«Российские и белорусские компании должны нанимать казахстанских водителей и никакой проблемы не будет. Но они не нанимают казахстанских водителей, а нанимают белорусских водителей. А с белорусскими водителями их не запускает Европа. Пока еще запускают, потому что виза есть, но непонятно, что будет в будущем. Им же виза кончается, а новую визу Белоруссии не выдают», — отметил он.