В Казахстане 5 июня проводится референдум по потенциальным поправкам в Конституцию. Голосование началось в 7 утра по местному времени. Участки для голосования, общее число которых превышает 10 тысяч, будут открыты до 20 часов.
В пяти областях — Западно-Казахстанской, Актюбинской, Атырауской, Мангистауской и Кызылординской, — которые находятся в другом часовом поясе, голосование стартует на час позже. Более 60 участковых комиссий, по информации МИД, открыты за рубежом при дипломатических представительствах Казахстана, сообщает казахская редакция Радио Свобода.
Предлагаемые поправки предполагают внесение изменений более чем в треть Основного закона, состоящего из 98 статей. Голосование проводится путем тайного голосования, в бюллетене только один вопрос: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, изложенные в проекте Закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан”, опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?» Избирателям предлагается поставить отметку напротив одного из вариантов ответа — «да» или «нет».
По данным ЦКР, в списки избирателей включены свыше 11,7 миллиона казахстанцев. Для референдума бюллетеней изготовили более 11,8 миллиона.
Референдум будет считаться состоявшимся, если в голосовании примут участие более половины граждан, включенных в списки избирателей. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, будет считаться принятым, если в результате голосования за соответствующий ответ — «да» или «нет» — проголосует более половины граждан, принявших участие в референдуме. Причем, если так проголосуют более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы.
Нынешний референдум лежит в русле политики правительства Токаева, «слышащего парламент», и призван стать ответом на запрос общественности, уставшей от автократии.
Кроме того, как считают эксперты, для Токаева это очередная попытка реабилитировать свою репутацию после январских протестов и непопулярного решения ввести войска ОДКБ для урегулирования конфликта.
Это третий референдум в Казахстане со времени получения независимости. Два предыдущих проводились в 1995 году: первый — о продлении президентских полномочий Назарбаева, второй — конституционный, по итогам которого и был принят нынешний основной закон. Впоследствии конституция страны переписывалась пять раз. Всего было внесено 26 поправок в 19 статей. Изменения одобрял парламент.
Активисты и правозащитники ранее сообщили об усилении давления в преддверии возможных акций протеста в городах в день голосования. На фоне призывов активистов бойкотировать голосование власти отменили плату в общественном транспорте в день референдума в столице и Шымкенте. В Алматы операторы парковок «Алматы спецтехпаркинг» и Alan Parking заявили, что платные парковки будут бесплатными в день референдума. Ранее подконтрольные властям институты заявляли, что большинство опрошенных казахстанцев поддержали идею проведения референдума.
Наблюдать за ходом референдума, как сообщила Центральная комиссия референдума, будут 272 иностранных наблюдателя, представляющих 25 стран и 11 международных организаций. Это в разы меньше, чем во время предыдущих кампаний. Независимые наблюдатели связывают это со сжатыми сроками проведения референдума.
В начале мая этого года Касым-Жомарт Токаев объявил о проведении референдума 5 июня по внесению изменений в Основной закон. Власти заявили о намерении внести 56 поправок к 33 статьям Конституции и преподнесли их как «часть политических реформ, направленных на переход от суперпрезидентской формы правления к президентской».
Часть общественности, в том числе ряд политологов, называет реформы косметическими, и отмечает, что поправки не приведут к демократизации общества сохраняют для действующего президента значительные полномочия, позволяющие влиять на ветви власти и политические институты.
Из республиканского бюджета на проведение референдума выделено 16,4 миллиарда тенге.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch ранее призвала правительство Казахстана отложить голосование по спорным поправкам к Конституции для обсуждения поправок с общественностью.
В большинстве своем казахстанцы считают, что идут голосовать за лишение Нурсултана Назарбаева его титула — елбасы («отца нации» на казахском) и других привилегий.
Первый президент страны, правивший 29 лет, 8 месяцев и 26 дней, год назад уже отказался от полномочий председателя Ассамблеи народа Казахстана, а во время протестов в январе этого года — и от поста главы Совбеза.
Назарбаев пообещал поддержать Токаева на референдуме и заявил, что, находясь в отставке, собирается заниматься вопросами глобальной ядерной безопасности.
Именно Назарбаева политологи считают проигравшим во внутриэлитной схватке с его преемником Токаевым в январе 2022 года. Об этом говорят и многочисленные расследования против его родственников, и их увольнения с государственных постов, порой с последующим арестом.
Наиболее громким стал арест в марте племянника Назарбаева, крупного бизнесмена Кайрата Сатыбалды, который во время правления дяди занимал ряд крупных государственных постов.
В январе-феврале были взяли под стражу бывший глава Комитета национальной безопасности Карим Масимов и трое его заместителей. Их подозревают в государственной измене, попытке насильственного захвата власти и служебных злоупотреблениях.
Назарбаева же и его родственников большинство казахстанцев винят в узурпации власти и богатства в стране в течение последних трех десятилетий и считают основной причиной социальных и экономических проблем.
Таким образом, наследие елбасы, начиная с названия правящей партии и предоставления неприкосновенности его родственникам, постепенно сходит на нет. А переименование столицы обратно в Астану кажется уже вполне возможным.
«Статьи касательно узурпации власти и запрета родственникам главы государства занимать официальные должности пользуются популярностью у населения и хорошо прорекламированы, но на самом деле, если вникнуть в суть поправок, полномочия президента в новой редакции конституции вовсе не слабеют», — отмечает Сатпаев.
Аналитики не рассматривают нынешнюю конституционную реформу как отказ от суперпрезидентской системы, хотя не отрицают, что попытки ослабить власть президента через поправки имеют место быть.
К примеру, теперь ни президенту, ни акимам (мэрам городов и губернаторам областей), ни судьям или военнослужащим нельзя будет совмещать должность с членством в политической партии.
Реформы также коснулись политической системы двухпалатного парламента: теперь выборы в мажилис (нижнюю палату) должны будут проходить по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе (по партийным спискам и в результате голосования на определенных участках). До сих пор 98 членов мажилиса избирались по партийным спискам, а семь — выбирались Ассамблеей народа Казахстана.
Но Сенат (верхняя палата парламента, состоящая из территориальных представителей и депутатов, назначенных президентом) при этом не упраздняется, хотя его наличие часто вызывает вопросы у экспертов.
Они считают его ненужным органом, имеющим только одну функцию — сделать невозможным импичмент президента. Однако новая редакция конституции предусматривает изменение состава Сената: количество депутатов, назначаемых президентом, в нем сократится с 15 до 4.