«КТК будет принадлежать России»: казахстанские эксперты опасаются захвата нефтепровода — СМИ

Автор -
285

В России снова заговорили о национализации Каспийского трубопроводного консорциума. Ведь негоже отправлять через свою страну нефть в недружественные страны. При этом под ударом, разумеется, оказывается Казахстан как главный пользователь трубопровода – именно по ней Казахстан доставляет сырье в Европу, в свой главный рынок сбыта. Решится ли Россия захватить консорциум, когда это может произойти и чего ожидать от этого Казахстану, рассказали аналитики. Об этом пишет Azattyq Rýhy.

Сразу несколько факторов говорят о возможной национализации проекта. Во-первых, с апреля в российской Госдуме находится законопроект о возможной национализации активов недружественных стран, которые находятся на территории России. Во-вторых, основными получателями казахстанской нефти являются как раз эти самые страны. В-третьих, простите за тавтологию, но эти недружественные страны являются совладельцами КТК – США, Великобритания и Италия.

[tds_info]

Справочная информация об акционерах КТК:

24% – Россия, 19% – НК «КазМунайГаз», 15% – «Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани», 12,5% – «Лукойл Интернэшнл», 7,5% – «Мобил Каспийская трубопроводная компания», 7,5% – «Роснефть-Шелл Каспиэн Венчурс Лимитед», 7% – «КТК Компани», 2% – «БГ Оверсиз Холдингс Лтд», 2% – «Эни Интернэшнл Н. А. Н. В. С. ар. л.», 1,75% – «КОО Казахстан Пайплайн Венчурс», 1,75% – «Орикс Каспиан Пайплайн Лтд».

[/tds_info]

Россия вполне может национализировать объект с помощью покупки чьей-то доли. Такое уже было в 2008 году – 7% акций Омана были куплены ими несмотря на предложение Казахстана разделить их поровну. Однако этот способ затратный, возможно, соседи пойдут по более легкому пути.

«Россия и без покупки может национализировать, потому что Запад национализировал российские активы. И потом, Россия не сегодня же пришла к этой идее, что надо национализировать КТК. Она эту идею с 2020 года муссирует. Депутаты разного рода эту идею бросают: почему весь КТК проходит через территорию России и до сих пор не национализирован. Почему на территории России данным нефтепроводом должны владеть иностранцы. Психологически они уже готовы, нужен был только повод. И на сегодняшний день без согласования взять и национализировать поводов хватает. Данный вопрос – просто вопрос времени, когда это решится, но национализация точно пройдет. Для этого не обязательно продавать никому свой актив. Могут просто сказать, что с этого дня КТК будет принадлежать России или просто закроют. Они же уже показали, что могут закрыть. Пропускать не будут. Для этого разного рода причины могут иметь, тем более сейчас», — убежден председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.

Единственный сдерживающий фактор от данного шага – потеря союзника в лице Казахстана, считает  собеседник.

«Все-таки они всегда говорят, что между Казахстаном и Россией давняя дружба. Ну и экономический хаос, который у них сейчас есть, им не выгодно, чтобы и в Казахстане был. Есть такой момент. Сейчас они, наверное, просчитывают, что и как лучше предпринять», — отметил Жаксылыков.

Нефтегазовый аналитик Олег Егоров напротив убежден, соседи не будут предпринимать никаких шагов по этому вопросу. Да и с покупкой дополнительных акций не заладится – в стране не та ситуация, чтобы тратиться налево и направо.

«Дело в том, что все эти запреты со стороны европейских стран на поставку газа и нефти дают возможность России сосредоточиться на других проектах, которые тоже будут очень капиталоемкие. И потом, все эти годы нормально сосуществовали и казахстанская часть, и российская часть, и нефть шла в основном из Казахстана по КТК. Поэтому не должно быть трений», — считает Олег Егоров.

Однако если это все же случится и Россия завладеет нефтепроводом, Казахстану придется совсем несладко. Большая часть казахской нефти экспортируется по двум нефтепроводам: Узень-Атырау-Самара и КТК. Именно через КТК транспортируется около 70% нашего сырья с месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Нефтепровод проложен от Тенгиза до Черного моря. Уже оттуда углеводороды загружают на танкеры и отправляют морскими путями в европейские страны. Вот почему КТК настолько важен.

«В этом случае только Казахстан потеряет деньги. В 2020 году вложенные в проект деньги были возвращены. То есть сейчас КТК работает только на прибыль. Те акционеры, которые укладывались, они уже вернули свои инвестиции, поэтому для них не будет ничего, а Казахстан потеряет деньги. 55 миллионов нефти Казахстана проходит через КТК. Это же 50% инвестиционного дохода, еще и 10% экспортного дохода. Если мы это потеряем, представьте, что случится с тенге. В первую очередь пострадают учителя, врачи, инвалиды. Надо дороги строить. А где взять деньги, если мы их потеряем? Эти деньги обеспечивали поступления от нефти. А еще мы абсолютно потеряем европейский рынок сбыта. Так что тут никто не пострадает, только Казахстан», — пояснил Рашид Жаксылыков.

Можно, конечно, постараться предотвратить такое развитие событий, выкупив у кого-нибудь из акционеров его долю. Однако свободных бумаг пока нет – никто не желает избавляться от своей части. К тому же, будет ли это иметь значение, если соседи вдруг самовольно присвоят объект? Такую версию тоже нельзя сбрасывать со счетов, предупреждают аналитики.