Находящийся под стражей лидер незарегистрированной Демократической партии Казахстана (ДПК) Жанболат Мамай стал фигурантом дела о январских событиях, передает КазТАГ.
«Сегодня узнал о предъявлении мне обвинения сразу по двум тяжким статьям Уголовного кодекса – части 1 статьи 272 (массовые беспорядки) и части 4 статьи 274 (распространение заведомо ложной информации) УК РК. Это значит, что меня обвиняют в организации беспорядков и распространении заведомо ложной информации во время январских беспорядков», — говорится в заявлении Мамая, копия которого в среду оказалась в распоряжении редакции КазТАГ.
Как пояснил политик, организацию беспорядков ему вменяют за «проведение мирного митинга 4 января на площади возле «Алматы арена».
«Якобы там призвал провести политические реформы и пойти на площадь Республики. На этом обвинение уже ломается. Во-первых, есть полная версия моего выступления на «Алматы арена», где отчетливо слышно, что никого идти куда-то я не призывал. Наоборот, просил всех оставаться на месте, ничего не ломать и в столкновения с полицией не вступать. Это видео опубликовано в социальных сетях. Более того, через несколько минут был задержан вместе с другими мирными протестующими полицией. Я не мог никого вести на площадь, физически уже не был на месте событий. Во-вторых, как я мог организовать массовые беспорядки в одиночку? Где была «группа», которая подчинялась мне? Где был четко очерченный план по «организации»? Или я оказался казахским «Рэмбо», который может в одиночку посеять хаос против тысячи сотрудников правоохранительных органов?» — задается вопросом лидер ДПК.
Заведомо ложной информацией, по его словам, названы его слова о том, что «на площади в Жанаозене стоят 10 тыс. протестующих». Как отметил политик, соответствующая информация была опубликована тогда в СМИ.
«Данное уголовное дело является политически мотивированным преследованием оппозиционного деятеля», — считает Мамай.
Напомним, Мамая должны были освободить 12 марта после содержания под административным арестом, однако этого не произошло – 6 мая суд вновь продлил еще на месяц срок содержания политика под стражей и Мамай был признан подозреваемым уже по уголовному делу – политику вменили оскорбление представителя власти и распространение заведомо ложной информации касательно ситуации с кредитами. По одному из обвинений потерпевшими проходят сотрудники полиции Алматы. В защиту Мамая высказывались общественники, а также как казахстанские, так и международные правозащитники и организации, в том числе Amnesty International, Human Rights Watch, а также миссия США в Казахстане.