В ней содержится опасный канцероген, который попадает в атмосферу при сгорании автомобильного топлива, пишут СМИ.
В состав дорожной пыли входит множество элементов – частицы почвы, мелкий мусор, кусочки резины от автомобильных шин. На них оседают более опасные вещества, в том числе тяжелые металлы и ПАУ (полициклические ароматические углеводороды).
Пыль легко проникает в организм человека при дыхнии и контакте с кожей и может привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Ученые из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова проанализировали содержание в дорожной пыли канцерогенного вещества бенз(а)пирена – одного из самых опасных ПАУ, который попадает в атмосферу при согорании автомобильного топлива и выбросах промышленных предприятий.
Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Environmental Geochemistry and Health.
Исследователи собрали 160 образцов пыли во всех районах Москвы с поверхности дорог, имеющих разную транспортную нагрузку. Кроме того, дополнительно взяли 33 пробы во дворах, оборудованных местами для парковки автомобилей.
После этого они химически выделили бенз(а)пирен и определили его количество.
Выяснилось, что среднее содержание бенз(а)пирена на территории Москвы составило 0,23 миллиграмма на килограмм, что почти в 53 раза превысило его уровень в естественных почвах за пределами города.
Причем наиболее загрязненными были дворовые территории, используемые жителями для парковки автомобилей.
Кроме того, высокое содержание бенз(а)пирена (0,3 миллиграмма на килограмм пыли) оказалось характерным для крупных широких дорог с интенсивным движением, таких как МКАД и Третье транспортное кольцо.
Ширина и длина улиц, а также средняя высота ограничивающих их зданий также влияет на количество канцерогенного вещества в дорожной пыли.
Здания высотой более двадцати метров, характерные примерно для трети московских улиц, вызывают ухудшение их продуваемости, что усиливает аккумуляцию бенз(а)пирена в 1,6 раза. Более того, исследователи выяснили, что различные районы Москвы загрязнены неравномерно.
Наибольшее количество бенз(а)пирена обнаружили в пробах из Северного, Юго-Восточного, Восточного и Центрального административных округов.
Именно в этих зонах располагаются крупные промышленные объекты — мусоросжигательные заводы и ТЭЦ, а также чаще всего возникают пробки.
Ученые рассчитали, какое количество бенз(а)пирена ежедневно поступает в организм москвичей и как он может навредить здоровью.
Выяснилось, что в центре, на севере и северо-востоке города концентрации бенз(а)пирена превысили норму в пятьдесят раз, что увеличивает риск развития у людей онкологических заболеваний в 2–3 раза по сравнению с остальными районами Москвы.
«В этой работе мы доказали, что повышенное содержание бенз(а)пирена в дорожной пыли создает угрозу здоровью жителей Москвы. Большой научный и практический интерес представляет выявление особенностей химического состава дорожной пыли в районах Москвы не только с высокой транспортной нагрузкой, но и с сильным промышленным и строительным воздействием», — рассказала руководитель проекта по гранту РНФ Наталья Кошелева, профессор кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Она добавила, что данное исследование проводилось летом и было ограничено временными рамками. В дальнейшем ученые планируют более подробно изучить сезонные изменения количества бенз(а)пирена в городской пыли.