Цены на ГСМ в Кыргызстане зависят от цен нефтеперерабатывающих заводов России. Но они не связаны напрямую с внутренними ценами в России, как оптовыми, так и розничными. Об этом пишет Служба антимонопольного регулирования.
Система ценообразования и налогообложения в России имеет свои особенности. Санкт-Петербуржская товарно-сырьевая биржа играет роль в основном на внутреннем рынке России. Но, при этом и розничная цена бензина в России никак не зависит от нефтяных котировок. Заметим, что в себестоимости бензина доля сырья (нефти) составляет всего 10%, а свыше 50% занимают налоги.
В России применяется демпфирующий механизм. Принцип его работы основан на том, что существует разница между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива. При этом, она может быть как положительной, так и отрицательной. Когда разница положительна, экспортировать нефтепродукты выгоднее, чем продавать их внутри страны, а если отрицательная, то наоборот.
В России используют демпфер, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо. Когда мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяной отрасли. Если цены ниже, нефтяные компании платят часть разницы в ценах в госбюджет.
Когда цены на нефть резко падают, все ожидают, что бензин и дизтопливо станут гораздо дешевле, но этого не происходит. Бывает и так, что падение цен на нефть сопровождается заметным удорожанием бензина и дизтоплива.
Кроме того, в рознице (на АЗС) в России за определенную часть цены бензина платит покупатель, а другую часть – государство через демпфирующий механизм. И стоимость бензина в России остается стабильной, как при высоких, так и при низких мировых ценах.
Оптовая цена бензина внутри России значительно ниже экспортной.
Таким образом, ценовая ситуация на ГСМ в России, как в оптовом, так и в розничном сегментах, отличается от экспортных цен, в том числе, при экспорте в Кыргызстан.
Ситуация на рынке ГСМ в соседнем Казахстане складывается таким образом. Во время январских событий в этом году в Казахстане на 180 дней был введен мораторий на повышение розничных цен на ГСМ, который действует до сих пор.
Нефть на внутреннем рынке Казахстана сегодня в 2,5-3 раза дешевле ее экспортной стоимости.
Низкие цены на ГСМ для населения в Казахстане субсидируются правительством за счет доходов от экспорта нефти.
Основной причиной низкого уровня розничных цен в Казахстане является государственное регулирование цен. Ежегодно Казахстан добывает около 100 млн. тонн нефти, из которых 14 млн. тонн направляется на покрытие внутренней потребности страны.
Остальные 86 млн. тонн направляются на экспорт. На текущий момент ставка экспортной пошлины на любую нефть, вывозимую из Казахстана, составляет от 35 до 70 долларов за тонну.
Соответственно, Правительство Республики Казахстан субсидирует местные нефтеперерабатывающие заводы, которые продают топливо на внутреннем рынке по низким ценам, за счет высокой экспортной пошлины на нефть.
Кроме того, в Казахстане с целью недопущения нехватки нефтепродуктов введен ряд запретов:
1) с 9 мая 2021 года на экспорт нефтепродуктов;
2) введен в ноябре 2021 года на вывоз бензина, дизтоплива и отдельных видов нефтепродуктов автомобильным транспортом.
В Кыргызстане на формирование свободной рыночной цены также оказывает влияние транспортировка из России по железной дороге до нефтебаз, которая составляет около 5 сом/л, налоги (НДС, НСП, акцизный налог) составляют около 12 сом/л.
Тем не менее, цены на АЗС Кыргызстана с 17 апреля, к примеру, на АИ-92 снизились на 2,1-2,5 сом/л, на дизельное топливо до 1.1 сом/литр.