Казахстан выдвинул встречное обвинение против Кыргызстана из-за ситуации с очередями на границе в Кордае, передает КазТАГ.
«На границе со странами ЕАЭС осуществляется только пограничный и экспортный контроль, что не противоречит основным принципам и нормам договора о ЕАЭС, а также национальному законодательству. Перемещению грузовых автотранспортных средств указанные меры не препятствуют. Вместе с тем, в феврале текущего года между сторонами достигнута договоренность о необходимости использования во взаимной торговле электронных счетов-фактур (ЭСФ) на перевозимый груз. Фискальные органы сторон обязались проводить разъяснительную работу среди субъектов бизнеса. При этом, обязательство по использованию ЭСФ закреплено в законодательствах сторон. Однако данная договоренность отправителями Кыргызской Республики не соблюдается», — сообщает пресс-служба министерства финансов Казахстана в пятницу.
Как заявили в минфине, со слов грузоперевозчиков, периодические скопления на кыргызской стороне возникают по причине ожидания оформления документов на перевозимые грузы непосредственно перед пересечением границы.
«В свою очередь, отсутствие ЭСФ это явный признак теневой торговли, соответственно сокрытия налогов на доходы в стране отправления и уклонение от НДС в стране получателя. В этой связи, налоговики Республики Казахстан согласно нормам Налогового кодекса проводят проверки на территории Республики Казахстан рисковых грузовых автотранспортных средств. За пять месяцев текущего года на территории Республики Казахстан проверено 4,7 тыс. грузовых автотранспортных средств или 4% от общего количества, проследовавших из Кыргызской Республики, нарушения установлены в 99%. Установлены случаи ввоза поддельных акцизных марок, майнингового оборудования, электронных сигарет и других товаров без надлежащего оформления», — уточнили в МФ РК.
В казахстанском минфине уверяют, что «на пункте пропуска на границе проверочные мероприятия органами государственных доходов Республики Казахстан не проводятся».
«Организация работы органов государственных доходов по выявлению нарушений наглядно продемонстрирована участникам встречи. Необходимо отметить, обо всех выявленных фактах нарушений проинформированы фискальные органы Кыргызской Республики. Итоги рабочего визита представителей ЕЭК были обсуждены на заседании комитета по вопросам устранения разногласий и спорных ситуаций и обеспечения свободы перемещения товаров в ЕАЭС, которое состоялось 8 июня текущего года. В своем выступлении представители ЕЭК отметили, что Республикой Казахстан на пунктах пропуска таможенный контроль не осуществляется. По итогам заседания, Комиссия рекомендовала кыргызской стороне при необходимости принять дополнительные меры по организации внутреннего налогового контроля за грузоперевозками через пункты пропуска. Также сторонам рекомендовано совершенствовать информационный обмен о товарах и обеспечить реализацию ранее достигнутых двухсторонних договоренностей», — сказано в сообщении.
Ранее Министерство экономики и коммерции Кыргызстана обвинило Казахстан в нарушении норм Евразийского экономического союза (ЕАЭС) из-за ситуации на границе.
«3 июня проведена ознакомительная поездка государственных органов Кыргызской Республики на контрольно-пропускные пункты пропуска, расположенные на кыргызско-казахстанской границе («Ак-Тилек а/д» со стороны КР и «Кордай», «Карасуу» со стороны РК) совместно с представителями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) во главе с членом коллегии (министром) по таможенному сотрудничеству Максатом Мамыткановым, а также представителями государственных органов государств членов ЕАЭС. В процессе ознакомления выявилось, что на контрольно-пропускных пунктах «Кордай» и «Карасуу» осуществляют свою деятельность сотрудники комитета государственных доходов (КГД) Республики Казахстан (фискальные орган РК) вопреки основным принципам и нормам договора о ЕАЭС», — заявило минэкономики и коммерции Кыргызстана.
Также, как отмечается, «доказано, что КГД РК проводит налоговые мероприятия в отношении всех грузовых автотранспортных средств».
«Сотрудники пограничной службы РК отметили, что за май 2022 года через контрольно- пропускной пункт «Карасуу» пропустил на импорт в РК с КР 22 369 грузовых АТС (в среднем за 5 минут пропускают одно грузовое АТС на импорт). Однако далее, по данным пограничной службы РК, и официального заявления КГД РК, сроки прохождения одного грузового АТС через КПП «Карасуу» составляет порядка 15-20 минут (за май месяц должно было пройти порядка 2880 грузовых АТС). Данные расхождения, предоставляемые казахстанской стороной, сотрудниками КГД РК и ПС КНБ РК, были признаны ошибочными. В этой связи, делегацией было отмечено, что данные предоставляемые казахстанской стороной некорректны и вызывают сомнения и более того, рассматриваются как фальсификация, с целью дискредитации кыргызстанских экспортеров», — говорится в сообщении кыргызского ведомства.
Отмечается, что «данные факты, также были предоставлены водителями грузовых АТС обеих сторон».
«Вместе с тем, необходимо отметить, что участники делегации убедились, что кыргызская сторона соблюдает все нормы договора о ЕАЭС. По итогам встречи, участники призвали казахстанскую сторону соблюдать нормы и положения договора о ЕАЭС, а также принять исчерпывающие меры по устранению барьера, который был утвержден 9 июня 2020 года коллегией комиссии ЕЭК», — заключили в министерстве экономики и коммерции Кыргызстана.