«Цель – посеять страх среди населения»: Таджикская оппозиция о задержании своих сторонников

Автор -
230

    14 членов террористических и экстремистских организаций задержаны сотрудниками милиции только в Душанбе за первые три месяца этого года. Сообщается, что это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди арестованных, как утверждает МВД Таджикистана, есть и члены запрещенных в стране Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и «Группы 24». Оппоненты властей называют обнародованную информацию «безосновательной», пишет Радио Озоди.

    О задержании 14 членов террористических и экстремистских организаций в столице сообщил глава УМВД по г. Душанбе Баротали Хамидзода. В опубликованной в официальном издании МВД Таджикистана статье, глава душанбинской милиции пишет, что сотрудниками правоохранительных органов за первые три месяца этого года был выявлен 31 член террористических и экстремистских организаций:

    • 5 боевиков группировки «Исламское государство» (ИГ);
    • члена религиозного течения «Салафия»;
    • 10 членов «Группы 24»«;
    • 12 членов ПИВТ;
    • 2 члена группировки «Джамаат Ансоруллах»».

    Однако, как отмечает Баротали Хамидзода, были арестованы только 14 членов террористических и экстремистских организаций. Почему 17 остальных подозреваемых остались на свободы, автор статьи не сообщает. Глава УМД по г. Душанбе пишет, что члены запрещенных в стране организаций были задержаны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Представители запрещенных в Таджикистане организаций считают, что цель опубликованной Хамидзода информации — посеять страх и сомнения в обществе.

    «Милицейские чиновники распространяют подобную информацию для того, чтобы получить премии и очередные звания, а также для того, чтобы посеять страх среди граждан, мол, любому человеку за сотрудничество с оппозиционерами грозит тюремное заключение», сказал в беседе с Радио Озоди 13 июня Мухаммадсобири Абдукаххор, пресс-секретарь «Группы 24».

    Имена задержанных «членов террористических и экстремистских организаций» власти не обнародовали. В апреле этого года Шохида Мамаджонова, мать проживающего в Германии блогера и критика властей Шерзода Мамаджонова (известного как Абдурахмон 09), судом района Исмоили Сомони города Душанбе была приговорена к 6 годам колонии. Критики таджикских властей заявляли, что Шохида Мамаджонова наказана за критику ее сыном блогером Шерзодом Мамаджоновым действия правительства в отношении хиджаба.

    Осенью 2014 году «Группа 24» была признана Верховным судом Таджикистана экстремистской и запрещена на территории Таджикистана. Эта оппозиционная группа была образована в России в 2012 году Умарали Кувватовым и Шарофиддином Гадоевым. Десятки сторонников «Группы 24» были задержаны по запросу властей Таджикистана за рубежом, в том числе в России, Беларуси, Турции.

    Бободжон Каюмов, официальный представитель ПИВТ назвал опубликованную главой УМВД по г. Душанбе информацию продолжением кампании по дискредитации оппозиции.

    «У ПИВТ в Таджикистане было 40 тыс. сторонников. Власти превратили их в настоящих заложников – оказывают на них давление и задерживают по любому поводу. Так, к примеру, поступили с родственниками Саида Абдуллои Нури, которые не занимались политической деятельностью», добавил Каюмов.

    ПИВТ до 2015 года была основной оппозиционной силой в Таджикистане. В 2015 году власти Таджикистана обвинили руководство партии в причастности к попытке военного мятежа бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Верховный суд Таджикистана объявил ПИВТ террористической организацией. Руководство ПИВТ категорически отвергает все обвинения в причастности к мятежу.

    Об угрозах террористических и экстремистских группировок в Таджикистане заговорили после того, как в 2014 году «Исламское государство» объявило о создании Исламского Халифата и около 2 тыс. таджикских граждан перебрались в Сирию и Ирак, чтобы воевать на стороне боевиков.

    Международные правозащитные организации неоднократно критиковали власти Таджикистана за то, что под предлогом борьбы с терроризмом и экстремизмом грубо нарушают права человека в стране. В Душанбе эту критику отвергают.

    Известный политолог, доктор юридических наук Шокирджон Хакимов считает, что власти государств постсоветского пространства используют террористическую угрозу для того, чтобы отвлечь внимание широких масс населения от насущных социально-экономических и политических проблем.

    “Если эти угрозы существуют на самом деле, тогда необходимо объединить народ путем улучшения уровня жизни людей и обеспечения социальной справедливости, реализацией конституционных прав и свобод граждан, развитием гражданского общества и различных политических направлений, а также реализацией эффективной кадровой политики», отметил он.

    В Таджикистане запрещена деятельность 19 организаций. Список разделен на экстремистские и террористические организации. Решением Верховного Суда Таджикистана 30 марта 2006 года была запрещена деятельность сразу нескольких организаций: «Братья-мусульмане», «Джамаат-и-Ислами», «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана», «Лашкар-и-Тайба», «Исламское движение Узбекистана», «Аль-Каида», «Джамият-е-Таблиги» и «Таблиги Джамаат».

    В последующие годы в этом списке появились новые партии и движения, в том числе, ПИВТ, «Группа 24», Национальный альянс Таджикистана, религиозное течение «Салафия». Руководители некоторых политических организаций категорически отвергают причастность к терроризму и экстремизму, и считают решение таджикских властей попыткой убрать оппонентов с политической сцены.

    Стоит отметить, что неспокойно и в Горно-Бадахшанской автономной области.

    Как сообщают силовики, были «нетрализованы» неформальные лидеры Зоир Раджабов и Хурсанд Мазоров в ходе спецоперации в Хороге.

    Правоохранительные органы Таджикистана заявили, что неформальные лидеры Хорога Хурсанд Мазоров и Зоир Раджабов «проигнорировали требования сдаться властям» и были «нейтрализованы» в ходе спецоперации.

    Между тем, портал Pamir Daily News со ссылкой на близкого к ним источника сообщил, что Мазоров и Раджабов подорвали себя. Из-за отсутствия интернета и сбоев с телефонной связью в ГБАО получить какую-либо информацию и подробности произошедшего не представляется возможным.

    Межведомственный штаб по обеспечению безопасности и общественного порядка в ГБАО сообщил вечером 12 июня, что спецоперация была проведена после того, как Зоир Раджабов и Хурсанд Мазоров «несколько раз официально вызывались в правоохранительные органы для проведения следственных действий, однако каждый раз они умышленно отказывались выполнять законные требования административных органов».

    По официальным данным, в отношении 50-летнего Мазорова уголовное дело было возбуждено по 11 статьям УК, в том числе терроризм, убийство, незаконный оборот наркотиков, а в отношении 50-летнего Раджабова — по 8 статьям УК, в том числе терроризм, захват зданий и сооружений государственной власти, возбуждение расовой и национальной вражды.

    Родственники и близкие убитых не комментируют произошедшее.

    Официальная версия

    «Хурсанд Мазоров и Зоир Раджабов не подчинились требованиям работников подразделений специального назначения о добровольной сдаче правоохранительным органам и оказали вооруженное сопротивление, применив гранаты Ф-1 и автоматы Калашникова. В результате ответного огня преступники были нейтрализованы», — пишет межведомственный штаб.

    Подтвердить эту информацию из независимых источников невозможно.

    Зоир Раджабов и Хурсанд Мазоров в свое время являлись приближенными Имомназара Имомназарова. Бывший полевой командир Имомназаров был убит неизвестными в собственном доме в Хороге в 2012 году. Раджабов и Мазоров считались гражданскими активистами в ГБАО, но власти постоянно называли их «лидерами преступных группировок в Хороге».

    Власти опубликовали несколько фотографий, в том числе тел убитых, а также изъятые «с места преступления» несколько видов оружия и боеприпасов, 700 долларов, прибор ночного видения и т.д. Портал Pamir Daily News со ссылкой на свои источники сообщил, что «военнослужащие в масках заносят какие-то ящики в дом Хурсанда, и появился оператор, который все это снимал на камеру».

    Штаб также сообщил о задержании 10 соучастников, включая Имомназара Шойширинова и Муслима Шерзамонова.

    Ранее источники в Хороге сообщили, что 12 июня в махалле Тирчид (УПД) в административном центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) была проведена спецоперация силовых структур. «Дорога на Тирчид заблокирована с нескольких сторон. Стрельба слышна отовсюду, люди в масках ходят по домам в поисках Хурсанда Мазорова, Зоира Раджабова и их сподвижников», — сказал один из собеседников Радио Озоди в Хороге. Его имя не указывается из соображений безопасности.

    Правоохранительные органы Таджикистана заявили 11 июня, что они арестовали «трех лидеров ОПГ в Хороге Толиба Аёмбекова, Мунаввара Шанбиева и Ниёзшо Гулобова». Их аресты последовали за майскими событиями в Хороге и Рушанском районе.

    Напряженность с ноября

    Ситуация в ГБАО остается сложной с 25 ноября 2021 года, когда в ходе спецоперации силовиков в селе Тавдем Рошткалинского района ГБАО был убит местный житель Гулбиддин Зиёбеков. В ходе состоявшихся затем акций протеста и противостояния с властями еще двое были убиты и 17 получили ранения.

    Протесты 16 мая также были вызваны требованиями привлечь к ответственности тех, кто по словам жителей без всякой вины убили Зиёбекова и остались без наказания. Власти же утверждают, что Зиёбеков совершил ряд тяжких преступлений, в том числе захват заложника и разжигание вражды на почве местничества, и он был убит после того, как оказал сопротивлении при задержании.

    17 мая жители Хорога, после того, как власти их требования проигнорировали, снова вышли на улицы. Власти применили против них спецсредства: резиновые пули и слезоточивый газ. По официальным данным, в тот день был убит житель Хорога и ранены трое сотрудников милиции. Местные жители говорят, что ранения получили и несколько участников протеста.

    На следующий день МВД Таджикистана сообщило, что проводят «антитеррористическую операцию», так как «организованные преступные группы, состоящие из 200 человек, с применением всех видов оружия в центре Рушанского района в 3 точках перекрыли автотрассу Душанбе — Хорог и дорогу на пограничную комендатуру». В ходе операции силовиков десятки человек были убиты, более 100 участников акции протеста задержаны.

    Власти Таджикистана заявляют, что акции протеста были незаконными и что демонстранты были членами незаконных группировок, которые, по их данным, получали денежные средства из-за границы и инструкции по дестабилизации обстановки в стране.

    Местные жители говорят, что вышли на улицу для защиты своих прав, поскольку уже несколько месяцев находятся под жестким давлением со стороны властей.

    Поделиться