Информация о задержке Казахстаном российских вагонов с углем не соответствует действительности. Об этом сообщила пресс-служба министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, передает Интерфакс.
По данным ведомства, в медиа-пространстве СНГ активно распространяется ложная информация о том, что Казахстан якобы заблокировал на своей территории 1,7 тыс. железнодорожных вагонов с российским углем.
«Комитет транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан официально заявляет: данные сообщения являются фейковым вбросом», — говорится в сообщении.
В ведомстве отметили, что в действительности на территории Казахстана нет 1,7 тыс. вагонов с российским углем. На путях РЖД тоже нет вагонов с углем, направляющихся в Казахстан или из Казахстана.
«У нас с РЖД все в штатном режиме, никаких задержек по экспорту и импорту нет», — заявил руководитель управления железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок комитета Сатжан Озбеков, слова которого приводятся в сообщении.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана расценивает ложную информацию о задержке российских транзитных вагонов как преднамеренный вброс, направленный на дискредитацию добрососедских партнерских отношений между двумя странами.
Ранее некоторые СМИ написали, что Казахстан задержал вагоны с углем в ответ на прекращение отгрузки казахстанской нефти через порт Новороссийска по КТК.
По данным «Коммерсантъ», в ходе обыска вокруг объектов КТК в акватории порта Новороссийска было обнаружено более 50 предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами времен Второй мировой войны. При этом отмечается, что как минимум в начале 2022 года вблизи Новороссийского порта уже находились устройства, которые могли быть оценены как потенциально опасные. Однако 16 июня в целях их обследования и обезвреживания, водохранилище, прилегающее к причальным узлам консорциума, было полностью закрыто для судоходства, что привело к приостановке транспортировки казахстанской нефти. Следующие работы по разминированию запланированы на 20 июня. Уточняется, что поставки нефти по трубопроводу КТК могут быть приостановлены как минимум до конца месяца.
Журналисты в кулуарах парламента Казахстана попросили министра энергетики Болата Акчулакова прокомментировать этот вопрос.
«Я же комментировал на прошлой неделе в Парламенте: собираются работы по очистке дна перед проведением донных работ. Боеприпасы там еще Второй мировой войны, они там в достаточном количестве, к сожалению. (…) Насколько я знаю, комментарии мои уже 16-го (июня – AR) вышли, а с КТК мы отрабатывали с начала прошлой недели», – сказал он.
По словам министра, ситуация с приостановкой отгрузки не окажет влияния на экспорт казахстанской нефти:
«Никак. У нас же с 15 по 25 июня (не будут работать ВПУ-1 и ВПУ-2 – AR), если они закончат работы, соответственно. Кашаган у нас вообще до 15 июля на ремонте стоит. Один третий ВПУ также и работает».
Болат Акчулаков напомнил, что работы на КТК запланированы в период с 15 по 25 июня, а ремонт на Кашагане – с 1 июня по 15 июля. И поэтому пока снижения объемов экспорта казахстанской нефти не планируется, утверждает он.
«Вы же помните, история была с аварией – один ВПУ (работал тогда – AR) это 70% мощности. Соответственно, без Кашагана те объемы нефти, которые на КТК заходят, – они прекрасно помещаются при работе одного ВПУ», – заключил глава Минэнерго.
Ранее КТК в официальном пресс-релизе сообщил о том, что с 15 июня этого года запланировано начало работ по дообследованию и утилизации подводных потенциально опасных предметов в акватории двух ВПУ морского нефтеналивного терминала – ВПУ-1 и ВПУ-2 силами Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ.
«В ходе предварительных обследований в акватории ВПУ-1 и ВПУ-2 были выявлены гидроакустические и магнитные цели, требующие их дообследования и утилизации, в случае необходимости. (…) Эксплуатация ВПУ-1 и ВПУ-2 в период с 15 по 25 июня в рамках планового останова не будет осуществляться. Эксплуатация ВПУ-3 осуществляется в штатном режиме, что позволит выполнить заявки грузоотправителей», – говорится в сообщении.
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 километров; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.