Независимый юрист Таттубубу Эргешбаева сообщила о попытках давления на СМИ со стороны министра образования Алмазбека Бейшеналиева.
«Вчера в здание Марал.фм ворвался министр образования Алмазбек Бейшеналиев примерно в 9 утра и оказал препятствие на проведение передачи «Кун чабат», где говорили о проекте закона «об образовании».
Ему не понравилось, что гражданское общество направили на имя президента обращение о неэффективности межведрабочей группы по проекту закона «об образовании».
Меня смутило другое, это редкий прецедент, когда политическое должностное лицо оказывает давление на СМИ, на свободу слова и на самого заместителя председателя рабочей группы Мээрим Осмоналиеву.
Он своим действием покушался на безопасность свободной прессы, на свободу слова, на свободу выражения своих идеи, критики. Ведь в программе была критика по содержанию проекта закона, о личности министра не было и слова. Гражданское общество говорит о системных проблемах в системе образования..
Любому политическому лицу надо быть готовым к критике и не срываться на каждом шагу.
Я считаю, что министр должен собрать членов межведгруппы по проекту об образовании и выработать общие правила для взаимодействия вновь. Затем самому принимать более бдительное участие, фокус поддерживать на этой законодательной инициативе.
Иначе, министерство образования перегружено исполнением своих обязательств, а еще в накладку разработка проекта закона. Именно по этой причине наличие экспертов в рабочей группе является большим плюсом. Никто не отменял дипломатию и уважение друг другу, написала юрист».
Около 100 неправительственных организаций сделали обращение к президенту Садыру Жапарову по обсуждению проекта нового закона об образовании.
По их словам, в начале июня Министерство образования и науки без проведения каких-либо встреч, без обсуждений и без пояснений направило ответ в адрес Союз образовательных учреждений с проектом закона, который показал, что 95% предложений к проекту закона не были учтены без соответствующего обоснования. Несмотря на установленный срок, Минобразования до сих пор не провело второе заседание Межведомственной рабочей группы и окончательный проект закона не утвержден.
В тексте обращения дается хронология обсуждения нового проекта, от негативной реакции общественности на проект закона от министерства образования в декабре 2021 года до создания 10 мая 2022 года межведомственной рабочей группу для доработки проекта закона согласно поручению главы Кабинета Акылбека Жапарова.
«С 21 апреля до 10 мая 2022 года был организован широкий и открытый процесс сбора и обсуждения предложений к проекту Закона. МОиН предоставил помещения. Гражданское общество организовало работу секретариата, ведение списков участников обсуждений, была открыта Горячая линия и электронная почта для сбора предложений. Участники высказывали признательность за открытую и конструктивную работу МРГ. Все обсуждения собирались и анализировались экспертной группой. Изучались подзаконные акты, другие законы КР, законы других стран. Для членов МРГ были проведены вебинары со специалистами из Эстонии и Казахстана. По ключевым вопросам, таким как лицензирование и аккредитация, проведен круглый стол. По результатам многостороннего обсуждения и анализа были выработаны предложения к проекту Закона, которые 15 мая 2022 года были предоставлены в МОиН Союзом Образовательных Учреждений (далее – СОУ) от имени гражданского общества.
В начале июня 2022 года МОиН без проведения каких-либо встреч, без обсуждений и без пояснений направило ответ в адрес СОУ с проектом Закона, который показал, что 95% предложений к проекту Закона не были учтены без соответствующего обоснования. Несмотря на установленный срок (10 мая), МОиН до сих пор не провело второе заседание МРГ и окончательный проект Закона не утвержден.
Как показала работа в рамках МРГ, игнорирование и саботаж системных и качественных изменений в сфере образования, в том числе, на уровне закона, исходит от некоторых отделов и управлений министерства, которые десятилетиями определяют политику и практику МОиН. На сегодня в МОиН один из самых высоких уровней бюрократии в стране, ставшей источником коррупциогенной практики по всей стране», — говорится в обращении.
Обращение заканчивается с просьбой к президенту Садыру Жапарову содействовать принятию Закона об образовании, который «консолидирует все общество для реальной и системной реформы образования в Кыргызстане».