Похоже, что Соединенные Штаты начали новую холодную войну с Китаем и Россией. При этом американские лидеры выставляют это как противостояние между демократией и авторитаризмом, однако в то же время эти же самые лидеры активно поддерживают такого явного нарушителя прав человека, как Саудовская Аравия. Подобное лицемерие наводит на мысль, что на кону стоят не ценности, а скорее глобальная гегемония. Об этом пишет в своей статье лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц:
После падения «железного занавеса» на протяжении двух десятилетий США уверенно лидировали в мире. Однако губительные войны на Ближнем Востоке, финансовый кризис 2008 года, растущее неравенство, опиоидная эпидемия и прочие кризисы поставили под сомнение превосходство американской модели экономики.
Кроме того, если учесть избрание Дональда Трампа президентом, попытку переворота в Капитолии, многочисленные массовые расстрелы, действия Республиканской партии по подавлению избирателей и рост конспирологических теорий, наподобие QAnon, существует достаточно доказательств тому, что некоторые аспекты американской политической и социальной жизни стали чрезвычайно губительными.
Естественно, Америка не желает быть свергнутой. Однако экономическое превосходство Китая над США просто неизбежно, независимо от того, какие официальные показатели используются. Население Китая в четыре раза больше, а экономика страны уже много лет растет в три раза быстрее (еще в 2015 году Китай обогнал США по паритету покупательной способности).
Хоть Китай никак не заявил о себе как о стратегической угрозе для Америки, это уже очевидно. В Вашингтоне считают, что Китай может представлять стратегическую угрозу, и для снижения риска США следует прекратить способствовать росту китайской экономики. В соответствии с этой точкой зрения, упреждающие действия оправданы, даже если это подразумевает нарушение правил Всемирной торговой организации, в создании и продвижении которых США сами принимали активное участие.
Открытие этого фронта в новой холодной войне произошло задолго до того, как Россия вторглась в Украину. С тех пор власти США неоднократно повторяют, что война не должна отвлекать внимание от реальной долгосрочной угрозы — Китая. Если учесть, что экономика России примерно равна экономике Испании, ее «безграничное» партнерство с Китаем вряд ли имеет экономическое значение (хотя ее готовность участвовать в подрывной деятельности может оказаться полезной для более крупного южного соседа).
Но стране, ведущей «войну», нужна стратегия, а США не могут в одиночку победить в новой борьбе великих держав. Здесь нужны друзья. Естественными союзниками США выступают Европа и другие развитые демократические страны мира. Но Трамп сделал все возможное, чтобы оттолкнуть их, а республиканцы, которые по-прежнему подчиняются ему, дали достаточно оснований поставить под сомнение надежность США как партнера. К тому же США необходимо завоевать расположение миллиардов людей в развивающихся странах мира и странах с формирующимися рынками — не только чтобы иметь количественное превосходство, но, и чтобы обеспечить доступ к основным ресурсам.
Чтобы добиться расположения стран мира, США придется наверстывать упущенное. И многолетняя эксплуатация других стран, как и глубоко укоренившийся расизм, который умело направлялся Трампом, здесь явно не поможет.
Не так давно американские политики внесли свой вклад в глобальный «вакцинный апартеид», при котором богатые страны получили все необходимые прививки, а бедные страны были брошены на произвол судьбы. Тем временем «противники» Америки в новой холодной войне предоставили свои вакцины другим странам по цене или ниже себестоимости, а также оказывают помощь странам развивать собственные предприятия по производству вакцин.
Недоверие еще больше растет, особенно когда дело касается изменения климата, от которого больше всего страдают те страны Глобального Юга, которые имеют наименьшие возможности справиться с проблемой. В настоящее время крупные развивающиеся рынки стали основными источниками выбросов парниковых газов. Тем не менее, объем выбросов США по-прежнему остается самым большим. При этом развитые страны по-прежнему способствуют увеличению выбросов и, что хуже всего, не выполняют свои скудные обещания помочь бедным странам справиться с последствиями климатического кризиса. Вместо этого банки США провоцируют надвигающийся долговой кризис в ряде стран, проявляя при этом безразличие к возникающим в результате этого проблемам.
Европа и Америка отлично умеют читать другим лекции о том, что является морально правильным и экономически разумным. Но суть обычно сводится к принципу «делай то, что я говорю, а не то, что я делаю», о чем свидетельствует сохранение сельскохозяйственных субсидий в США и Европе. Таким образом, особенно после президентства Трампа, Америка более не имеет права претендовать на моральное превосходство, равно как и не имеет права давать советы. Неолиберализм и «просачивающаяся экономика» никогда не были распространены на Глобальном Юге, а сейчас и вовсе теряют свою актуальность.
Тем временем Китай преуспел не в чтении лекций, а в оснащении бедных стран мощной инфраструктурой. Как правило, эти страны часто остаются в больших долгах. Но, если учесть поведение западных банков в качестве кредиторов в развивающимся мире, США и другие страны вряд ли вправе тыкать пальцем на это.
Я мог бы и дальше продолжать, но суть должна быть ясна: если США собираются вступить в новую холодную войну, то необходимо понять, что потребуется для победы. Холодные войны в конечном итоге выигрывают с помощью мягкой силы притяжения и убеждения. Чтобы одержать победу, США должны убедить остальной мир покупать не только свою продукцию, но и социальную, политическую и экономическую систему, которую «продают» Штаты.
Может быть, США и умеют создавать лучшие в мире бомбардировщики и ракетные системы, но здесь они не помогут. Вместо этого Штаты должны предложить конкретную помощь развивающимся странам и странам с формирующимся рынком. Начать следует с отказа от всех прав на интеллектуальную собственность, связанную с COVID, чтобы страны могли сами производить вакцины и лекарственные препараты.
В равной степени важно то, что Западу необходимо вновь сделать наши экономические, социальные и политические системы предметом мировой зависти. США стоит начать с сокращения насилия с применением огнестрельного оружия, улучшения экологических норм, борьбы с неравенством и расизмом, а также защиты репродуктивных прав женщин. Пока мы не докажем, что достойны вести за собой, мы не можем рассчитывать на то, что другие будут «маршировать под наш барабан».