В ходе очередного пленарного заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели вопрос, который связан с общественным обсуждением проекта закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан.
Нижняя палата парламента Узбекистана приняла решение сохранить суверенитет Каракалпакстана в проекте поправок в Конституцию страны.
Депутаты парламенты единогласно поддержали сохранение статей 70, 71, 72, 73, 74, 75 Конституции Узбекистана в текущей редакции с сохранением действующих норм.
2 июля в ходе визита президента Узбекистана Шавката Мирзияева в Нукус стало известно, что «суверенный» статус Каракалпакстана в Конституции Узбекистана изменен не будет. При этом Мирзияев ввел в Каракалпакстане с 3 июля режим чрезвычайного положения до 2 августа.
В городе Нукус 1 июля прошла массовая акция протеста против изменения статуса, предложенного в новой Конституции страны. На демонстрации вышли тысячи людей. В Сети появились видео протестных выступлений в разных уголках Каракалпакстана. Выступления демонстрантов были подавлены силами безопасности. Количество возможных жертв и задержанных к этому времени не объявлено. В социальных сетях распространяются сообщения с кадрами окровавленных тел, а также городской улицы, предположительно залитой кровью, однако подтвердить достоверность этих сообщений пока невозможно. Власти Каракалпакстана ранее заявили о «беспорядках», попытке захвата органов управления неназванными лицами и зарубежном вмешательстве, сообщив о задержании оказавших сопротивление силовикам.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев посетил столицу Каракалпакстана Нукус через день после событий. Он выступил на заседании Жокаргы Кенеса Каракалпакстана. Мирзияев, обращаясь к депутатам, указал на предложенные изменения и заявил: «Вы сами стояли во главе этого, вы сами выступили с инициативой, вы сами подписали, сами выступили и сами одобрили». Президент заявил, что ни одна из статей 70, 71, 72, 73, 74, 75 Конституции Узбекистана, касающихся Каракалпакстана, «не будет изменена, если каракалпакский народ недоволен».
Российский политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов связывает возможность изменения статуса Каракалпакстана в Узбекистане с последними событиями в Таджикистане и ситуацией в Украине.
– Может быть, в Ташкенте решили, что следует учитывать горький опыт Горного Бадахшана в Таджикистане. Когда регион, который фактически занимает чуть-ли не половину территории Таджикистана, требовал от Душанбе, мягко говоря, уважения к себе. Таджикские власти очень сурово с ними расправились, упредив вот эти «сепаратистские» – на взгляд Душанбе – тенденции. Вторая ситуация – это решение донецких «республик» выйти из состава Украины, что привело к военным действиям в центре Европы. Известно, что Ташкент отказался признать независимость «республик» в Донецке. Я предполагаю, что кто-то, готовя поправки к Конституции в Ташкенте, решил предложить президенту вот такой способ упреждения такого рода потенциальных опасностей. Это был шаг, принятый без изучения настроений в Каракалпакстане. Социология дала бы основания понять, что этого делать не надо, потому что реально там никто серьезно не готов выходить из состава Узбекистана. И этот шаг был действительно нехорош, потому что он фактически стал триггером реального недовольства. И это, как спичка в сухом хворосте, возбудило огромное количество населения Каракалпакстана, – говорит «Азаттыку» Аркадий Дубнов.
Республика Каракалпакстан граничит с Мангистауской, Актюбинской и Кызылординской областями Казахстана. Каракалпакстан занимает почти 40 процентов территории Узбекистана. На фоне протестов Узбекистан закрыл пункт пропуска на границе с Мангистауской областью Казахстана. Официально этот шаг объясняется как «сбой информационной системы».