Досым Сатпаев: В отношениях с Россией у Казахстана, помимо КТК, есть ещё одна уязвимая зона

Автор -
933

    Казахстанский политолог Досым Сатпаев прокомментировал ситуацию по остановке работы нефтепровода на 30 дней по решению российского суда. Его мнение опубликовал Forbes.kz.

    То, что за 30 лет независимости Казахстан так и не слез с сырьевой иглы, а почти 80% нефтяного экспорта страны было поставлено в зависимость от воли и желания соседнего государства — является предательством и угрозой национальным интересам страны и кризисные ситуации всегда показывают, что рвёт там, где тонко.

    Россия уже начала энергетическое давление на Казахстан мешая нашему нефтяном экспорту. Когда-то она это делала по отношению к Украине в газовой сфере, используя её зависимость от российской газовой политики.

    И вряд ли случайным является то, что это давление началось после того, как Казахстан сначала решил переименовать свою нефть, чтобы её не путали с российской, затем публично отказался признать ДНР и ЛНР, а потом заявил о том, что «….готов использовать свой потенциал для стабилизации мирового и европейского рынков углеводородов» и «призвал Евросоюз к сотрудничеству по развитию новых трансконтинентальных транспортных маршрутов».

    В любом случае, на этом фоне Казахстан должен начать формировать мобилизационную антикризисную модель экономики, так как нас еще ждёт немало неприятных сюрпризов. Ведь мы надолго оказались зажаты с одной стороны российским желанием затянуть всех своих партнеров по ЕАЭС и ОДКБ в свое «геополитическое» и «экономическое» одиночество и, с другой стороны, рисками вторичных санкций со стороны Запада.

    Но выпадение России из глобальной системы транспортных связей мы должны использовать как возможность для ускорения диверсификации транспортно-логистических маршрутов по нескольким направлениям:

    — Транскаспийский международный транспортный маршрут и его сопряжение с транспортно-логистической программой ЕС «Глобальные ворота», а также с маршрутом «One belt. One road»

    — Трансафганский маршрут с участием Узбекистана (пока в планах)

    — Казахстан-Туркменистан-Иран

    — Китай-Кыргызстан-Китай (пока в планах)

    В свою очередь, энергетическое давление со стороны России, это тот самый пендель, который, наконец, должен ускорить процесс снижения нашей зависимости от экспорта сырья и расширения его переработки внутри Казахстана для производства продукции с более высокой добавленной стоимостью, чтобы снизить зависимость от любого трубопроводного шантажа со стороны кого-либо.

    Конечно, если это давление будет продолжаться, то можно согласиться с тем мнением, что у Казахстана могут быть и свои рычаги давления на Россию. Ведь, например, российская «Роснефть» когда-то подписала с китайской компанией CNPC договор о поставках 100 млн. тонн нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет для китайских НПЗ. Но здесь надо быть готовыми к сложным переговорам с китайцами, которым в этом случае следует предложить альтернативу и замену российской нефти.

    Также надо понимать, что в отношениях с Россией у нас есть ещё одна уязвимая зона. Это водные ресурсы. И в первую очередь речь идёт о проблеме обмеления Урала, от которого зависит Западный Казахстан. Но на этой реке, Россия уже построила несколько водохранилищ и плотин.
    Неудивительно, что в научном журнале «Communications Earth & Environment» появились прогнозы ученых, о том, что до конца XXI века уровень Каспийского моря может уменьшиться на 9–18 метров из-за снижения количества воды в реках, впадающих в него.

    Хотя есть риск того, что это произойдёт гораздо раньше и опять же ударит по национальной безопасности Казахстана, жизни и здоровью наших граждан.

    Я уже когда-то упоминал историю, которую связывают с деятельностью прусского военачальника и военного теоретика Хельмута Карла Бернхарда фон Мольтке.

    В ночь, когда французский император Наполеон III напал на Пруссию, Мольтке спал. Когда его разбудили и сообщили о нападении, он лишь сказал: «План в третьем ящике комода» и снова уснул. Кстати, в этой войне ему удалось взять в плен и самого Наполеона III.

    Война в Украине для постсоветского пространства будет иметь такие же структурные и системные последствия, как и развал Советского Союза, который привел к переформатированию международной политики, выстраиванию новой системы международных отношений, изменению геополитического баланса, появлению новых рисков и угроз, а также новых возможностей.

    И поэтому нам нужен не только свой «план в третьем ящике комода» на случай появления новых «черных лебедей», но и свои Мольтке, которые могли бы его разработать и правильно реализовать.