Национальный суверенитет или самоопределение? — Нигара Хидоятова о событиях в Каракалпакстане

Автор -
258

    Общественный деятель Узбекистана, гражданская активистка Нигара Хидоятова поделилась своим мнением о событиях в Каракалпакстане. Ниже приводим полный текст её публикации:

    На прошлой неделе братские республики ЦА с волнением смотрели как развиваются события на западе Узбекистана в Каракалпакстане.

    Каракалпакстан это автономная республика в составе Узбекистана. События происходили бурно, все началось 25 июня с обсуждения в соцсетях поправок к Конституции Республики Узбекистан ,где наряду с с поправкой о продлении срока президентских полномочий была выдвинута поправка к статье 74 об исключении суверенного статуса Республики Каракалпакстан и лишении права на выход путем всенародного референдума.

    Каракалпаки древний тюркский народ кочевавший то в верховьях Сырдарьи ,то в низовьях Амударьи ,но в конце концов избравших себе место в Приаралье Хивинского ханства ,где под покровительством хивинского хана они прожили спокойно около двух столетий вплоть до победы большевиков и территориального деления на республики Союза нерушимых.

    В начале Каракалпакская автономная область находилась в составе Казахской АССР РСФСР, в 1929-32 в составе уже непосредственно в самой РСФСР и уже 5 декабря 1936 года непосредственно была передана в Узбекскую ССР ,где и просуществовала в качестве автономии вплоть до развала Союза нерушимых.

    В 1992 уже преобразованная республика Каракалпакстан была включена в состав Республики Узбекистан на правах автономии, ну а в 1993 году был подписан договор сроком на 20 лет о вхождении Каракалпакстана в состав Республики Узбекистан.

    В документе этом сказано и закреплено право выхода из состава Узбекистана путем референдума ,но с согласия узбекского парламента. Вот здесь то и есть точка сборки потенциального конфликта, вроде можно уходить с одной стороны ,с другой никто не отпустит без согласия парламента Республики Узбекистан. Так бы и прожили еще 20 лет, тем более ,что договор этот был пролонгирован.

    Хотя сепаратистские настроения у какой то группы каракалпакского народа конечно есть ,но разум всегда брал вверх, так как сильные хозяйственные связи между республиками ,вплоть до подачи воды диктовали быть вместе ,разрыв же этих связей гарантировал и без того самому депрессивному региону Республики Узбекистан участь ну в лучшем случае Ботсваны.

    Дело в том ,что в современном мире демократические государства не подпадают под действие права на самоопределение, тогда насколько являются легитимными притязания какой то группы граждан на самоопределение? В международном праве считается, что идея самоопределения юридически не ясна и поощрение таких идей обычно приводит к разрушительным, кровавым, этническим и территориальным конфликтам. Поэтому в современном мире не было еще ни одного удачного опыта сепаратистского конфликта.

    Учитывая все это в международном праве принято считать, что лучший способ обеспечить право таких групп на самоопределение ,это реализовывать это право в рамках принципа целостности государства. Поэтому были выработаны механизмы и была принята наиболее эффективная система, это создание внутренних механизмов и политических институтов группового представительства в рамках единого и неделимого государства. Таковой и является автономия.

    Принятая в 1993 году КОНСТИТУЦИЯ молодой независимой Республики Узбекистан была создана с полным учетом всех международных пактов и международного права.

    В статье 3 Конституции Узбекистана говорится о том, что границы и территория Республики Узбекистан неделимы и неприкосновенные ,в статье 68 говорится «Республика Узбекистан состоит из областей, городов ,районов, аулов и республики Каракалпакстан. В статье 69 говорится «Изменение границ Республики Каракалпакстан, города Ташкента, а также областей ,районов, городов производится только с согласия Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

    В таком случае статья 74 Конституции Республики Узбекистан о праве выхода Каракалпакстана путем референдума утрачивает свое значение перед вышеназванными статьями. Так почему же власти Узбекистана решились на такой не продуманный шаг ,как публичное обсуждение поправок статьи 74 об изменении суверенитета Каракалпакстана? Ведь говорят же не буди лиха, пока тихо.

    Представляется ,что вновь разгоревшиеся территориальные конфликты охватывающие постсоветское пространство , а также показательные кейсы с Крымом и ЛНР, а также ДНР побудили руководство Узбекистана принимать превентивные меры, ведь советское территориальное деление было осуществлено так ,чтобы в любой момент можно было дернуть за веревочку и территориальный конфликт в виде территориальных претензий не заставит себя долго ждать, все было устроено по принципу разделяй и властвуй.

    Но как всегда все делалось это спешно и без учета сложившейся ситуации, без всякого анализа, а главное без привлечения специалистов международного права, в результате чего получили массовые беспорядки и многочисленные жертвы.

    Есть и другое предположение, судя по реакции президента, место имело внутренняя провокация, которая была подана извне, ведь не зря же не до конца законный президент Белоруссии Лукашенко еще во время кризиса в Казахстане проговорил, чтобы приготовился Узбекистан? Так или иначе Президент Республики Узбекистан принял решительные меры и восстановил порядок. Президент Узбекистана выступил перед Жокоргу Кенес Карапалкстана и обвинил их в том, что они предприняли волюнтаристские действия не посоветовавшись с народом и самим Президентом.

    На сегодняшний день в Республике Каракалпакстан остается чрезвычайное положение вплоть до 3 августа, все обсуждения поправок касающихся статей Конституции затрагивающих суверенитет Каракалпакстана отменяются. Пожар потушен, но проблема остается и ее надо решать. Но решать ее надо уже учитывая всю тяжесть сложившихся событий и событий ,которые еще произойдут.

    По всему видно ,что Центральная Азия постепенно втягивается в зону политического тайфуна ,со всеми вытекающими последствиями этнических и территориальных претензий друг к другу, а здесь и не дай бог этнические и территориальные конфликты, которые отбросят наш регион на десятки лет назад. И это как мы видим касается не только Узбекистана ,на сегодняшний день уже все Центрально Азиатские республики страдают от конфликтов, в Казахстане — это сепаратистки настроенный Север, в Кыргызстане — постоянные конфликты с Таджикистаном, да и в Таджикистане — ГБАО не дает расслабиться. Поэтому нас не может не тревожить судьба нашего региона, накануне горизонта событий надо быть готовым к любым вызовам.

    Прибавьте сюда еще и грядущие проблемы с водой. Центральная Азия всегда была единым организмом природным и экономическим, и только после обретения независимости произошло отчуждение, когда торговый оборот между нашими братскими странами упал до 7 процентов по сравнению до 1990 года. Учитывая сложившуюся ситуацию необходимо усиливать и укреплять региональные связи. Пришло время создавать единую региональную цивилизацию.

    Наш регион Центральная Азия, это 10 процентов Азиатского материка, у нас есть все чтобы жить счастливо и богато, сейчас как никогда нужна политическая воля наших руководителей. Ведь ,чтобы трансформировать наш регион из одной социальной системы в другую ,нужны самоотверженные личности. Нужна кропотливая работа с нашими народами ,которым предстоит на фоне этих изменений сломать все существующие стереотипы постфеодального мышления.

    Только так сообща и меняясь можно преодолеть и выйти из этого тайфуна .И несмотря на все трагические события и катаклизмы ,сегодня можно думать о будущем с оптимизмом. Президент Узбекистана созвонился со своими коллегами ,президентами братских республик и уже обговорена консультативная встреча в Бишкеке 21 июня. Время выбрало их президентами наших стран и народов, говорят оно не ошибается.

    Надеемся ,что они сделают мудрый выбор «вместе процветать, а не врозь прозябать»

    Нигара Хидоятова