На обслуживание госдолга Кыргызстана за январь–июнь предусмотрены 16,5 млрд сомов, что больше на 540,3 млн сомов прошлогодних данных

Автор -

На обслуживание государственного долга Кыргызстана в республиканском бюджете за январь–июнь 2022 года предусмотрены средства в размере 16,5 млрд сомов, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года больше на 540,3 млн сомов, из них:

– на обслуживание внешнего долга – 10,9 млрд сомов;

– на обслуживание внутреннего долга – 5,5 млрд сомов.

Об этом говорится в справке кабмина, которая предоставлена на заседание по итогам полугодия под председательством президента Садыра Жапарова.

В документе говорится, что в рамках эффективного управления государственным долгом страны проведены следующие значимые мероприятия:

-подписано Соглашение между Министерством финансов КР и Немецким банком развития (KFW) о конверсии долга на сумму14,9 млн евро в пользу ОАО «ГИК» в целях развития системы государственного ипотечного кредитования в КР и улучшения доступности жилья для населения страны;

-принята новая Стратегия управления государственным долгом на 2022–2024 годы;

— подписаны cоглашения между Кабинетом Министров КР и правительствами Франции, Саудовским Фондом развития и правительством Турецкой Республики о приостановлении обслуживания долга на текущий год.

Ниже полный текст справки:

Справка о социально-экономическом развитии Кыргызской Республики за первое полугодие 2022 года

По предварительной оценке, за январь – июнь 2022 года объем валового внутреннего продукта (далее – ВВП) сложился в сумме 335,3 млрд сомов и реальный темп роста составил 106,3 % (за январь – июнь 2021 г. – 98,5 %).

В секторах экономики показатели сложились следующим образом: в сельском хозяйстве объемы производства возросли на 2,0 %, строительстве – на 3,4 %, сфере услуг – на 4,8 %, промышленности – на 14,1 %.

Сельское хозяйство. За январь – июнь 2022 года произведено валовой продукции сельского хозяйства на 92,7 млрд сомов и в реальном выражении увеличение на 2,0 %. Рост объемов валового выпуска сельскохозяйственной продукции по сравнению с январем – июнем прошлого года обусловлен увеличением производства продукции животноводства на 2,4 %.

Промышленность. За январь – июнь 2022 года промышленными предприятиями произведено продукции на сумму 190,8 млрд сомов, объем производства по сравнению с соответствующим периодом 2021 года увеличился на 14,1 %. В обрабатывающем производстве, с самым высоким удельным весом в общем объеме промышленного производства (74,9 %), объем продукции за январь – июнь 2022 года сложился в сумме 142,9 млрд сомов и индекс физического объема к соответствующему периоду 2021 года составил 120,8 % за счет увеличения объемов нижеследующих производств: основных металлов и готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования на 35,1 %, деревянных и бумажных изделий, полиграфической продукции – на 32,5 %, нефтепродуктов – на 15,8 %, пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий – на 12,1 %.

Строительство. По итогам января – июня 2022 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 41,3 млрд сомов и увеличился на 0,9 % (спад на 17,2 % в январе – июне 2021 года).

Рост объемов инвестиций в основной капитал отмечен на строительстве объектов обрабатывающих производств, обеспечения (снабжения) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом, водоснабжения, очистки, обработки отходов, оптовой и розничной торговли, деятельности гостиниц и ресторанов, образования, здравоохранения, а также жилищного строительства.

Основной объем инвестиций (более 83 % от их общего объема) направлен на строительство объектов по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, обеспечения (снабжения) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом, транспортной деятельности и хранения грузов, информации и связи, а также жилищное строительство.

Исходя из объемов капитализации экономики, общий объем валовой продукции строительства за январь –июнь 2022 года составил 42,3 млрд сомов, где увеличился на 3,4 % (спад на 15,6 % в январе –июне 2021 года).

Сфера услуг. Увеличение оборота оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов по сравнению с январем – июнем 2021 года обеспечено в основном ростом объемов оптовой – на 20,1 % и розничной – на 3,6 % торговли.

Объемы услуг, предоставленных гостиницами и ресторанами, по сравнению с январем – июнем прошлого года увеличились во всех регионах.

Основным фактором, влияющим на рост сферы услуг, является активизация экономической деятельности, рост экономики в соседних странах – основных торговых партнерах и снятием ограничений в сферах сектора услуг.

Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, составил 109,1 % (июнь 2022 года к декабрю предыдущего года). Среднегодовое значение инфляции (январь – июнь 2022 года к январю – июню 2021 года) составило 112,8 %, тогда как за январь –июнь 2021 года составляло 110,8 %.

Цены на пищевые продукты и безалкогольные напитки повысились на 12,5 %, алкогольные напитки и табачные изделия – на 11,8 %, на непродовольственные товары – на 5,1 %, тарифы на услуги, оказываемые населению, – на 3,8 %.

В июне текущего года по сравнению с предыдущим месяцем прирост потребительских цен и тарифов в целом по республике составил 1,5 %. При этом цены на алкогольные напитки и табачные изделия возросли на 2,7 %, пищевые продукты и безалкогольные напитки – на 1,9 %, на непродовольственные товары – на 0,3 %, а тарифы на услуги, оказываемые населению, повысились на 1,3 %.

Заработная плата. В январе – мае 2022 года среднемесячная заработная плата составила 22 927 сомов, а ее реальный размер с учетом индекса потребительских цен вырос на 6,2 %.

Наиболее значительное ее повышение наблюдалось в сфере здравоохранения и социального обслуживания населения на 52,6 %, искусства, развлечения и отдыха – 48,0 %, образования – 28,3 %, добычи полезных ископаемых 24,3 %, профессиональной, научной и технической деятельности – 21,3 %, транспортной деятельности и хранения грузов – 19,5 %, в строительстве – 18,2 %, сфере деятельности гостиниц и ресторанов – 17,2 %, финансового посредничества и страхования – 16,6 %, административной и вспомогательной деятельности – 15,7 %, а также операций с недвижимым имуществом – 14,8 %.

Внешнеторговый оборот КР за январь – май 2022 года составил 3 951,6 млн долл. США и по сравнению с январем – маем 2021 года увеличился на 45,0 %. В структуре товарооборота на долю экспорта пришлось 17,9 %, импорта – 82,1 %.

За январь – май 2022 года экспорт товаров сократился по сравнению с январем-маем 2021 года на 4,1 % и составил
707,8 млн долл. США. Уменьшение экспортных поставок обусловлено снижением поставок отходов и лома черных металлов в 3,9 раза, отходов и лома драгоценных металлов – в 2,9 раза, цемента – в 2,1 раза, стекла полированного – в 1,9 раза, молока и молочной продукции – в 1,6 раза, хлеба и мучных кондитерских изделий – на 20,6 %.

За январь–май 2022 года импортные поступления составили 3 243,8 млн долл. США и увеличились в 1,6 раза. Увеличение импортных поступлений обусловлено в основном увеличением поступлений обуви в 5,1 раза, трикотажных полотен – в 4,6 раза, оборудования и механических устройств – в 2,7 раза, предметов одежды и принадлежностей к ней – в 2,4 раза, пластмасс и изделий из них – в 1,7 раза, тканей из синтетических комплексных нитей – в 1,7 раза, овощей и корнеплодов – на 45,1 %, средств наземного транспорта и частей к ним – на 36,7 %, электрических машин и оборудования – на 34,5 %, резины и изделий из нее – на 30,4 %, парфюмерно–косметических и туалетных средств – на 27,1 %, удобрений – на 26,5 %, изделий из черных металлов – на 24,1 %, нефтепродуктов – на 20,0 %, фармацевтической продукции – на 16,2 %, природного газа – на 7,3 %, древесины и изделий из нее – на 6,4 %, черных металлов – на 1,5 %.

Показатели бюджета

По предварительным итогам 6 месяцев текущего года ресурсы консолидированного бюджета составили 190,0 млрд сомов или с ростом на 53,3 млрд сомов относительно аналогичного периода
2021 года.

Доходы республиканского бюджета исполнены в сумме 120 млрд сомов. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года доходы бюджета выросли на 47,1 % или 38,4 млрд сомов.

Объем налоговых доходов за рассматриваемый период составил 93,1 млрд сомов. В сравнении с соответствующим показателем предыдущего года бюджета объем налоговых доходов вырос на
35,6 млрд. сомов или темп роста составил 162,1 %.

По линии Государственной налоговой службы при Министерстве финансов КР поступило 61,3 млрд сомов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 24,0 млрд. сомов или темп роста составил 164,1 %.

По линии Государственной таможенной службы при Министерстве финансов КР поступило 31,7 млрд сомов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления таможенных платежей и налогов увеличились на 11,7 млрд сомов или темп роста составил 158,2 %.

Неналоговые поступления составили 23,3 млрд сомов. По отношению к уровню предыдущего года неналоговые доходы увеличились на 3,1 млрд сомов или темп роста составил 115,4 %.

Поступления официальных трансфертов составили 3,7 млрд сомов.

Данные показатели достигнуты за счет активной работы по улучшению налогового администрирования и внедрения цифровых технологий в налоговые и таможенные процедуры.

На сегодняшний день успешно запущены и продолжается работа по совершенствованию цифровизации компонентов фискализации налогового администрирования («Электронные счета-фактуры», «Электронные транспортные накладные на перемещение нефтепродуктов», «Электронная отчетность», «Автоматизация АЗС», «Программные ККМ», «Сводный пост», «Маркировка товаров» и др).

Принята новая редакция Налогового кодекса КР, направленная на создание благоприятных условий налогового администрирования и добросовестной конкуренции.

В целях стимулирования граждан требовать контрольно-кассовые чеки с QR-кодом при проведении денежных расчетов осуществлена стимулирующая лотерея «Требуй чек – выиграй приз». По состоянию на 1 июля 2022 года, количество пользователей достигло 61 564 участников, сумма отсканированных чеков составила 3,5 млрд сомов.

Поэтапное внедрение обозначенных выше компонентов положительно сказалось на увеличении поступления в доходную часть бюджета.

По итогам 6 месяцев текущего года расходная часть республиканского бюджета исполнена в сумме 117,2 млрд сомов и увеличилась на 35,2 млрд сомов или на 43,1 % в сравнении с аналогичным периодом 2021 года.

Удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу (с учетом трансфертов в Социальный фонд КР и Фонд обязательного медицинского страхования) составил 55,0 % или 64,2 млрд сомов, увеличение по сравнению с 2021 годом составило на 16,0 млрд сомов. Из них расходы на:

– здравоохранение – 11,4 млрд сомов с увеличением на 2,8 млрд сомов;

– отдых, культура и религия – 2,2 млрд сомов с увеличением на
0,8 млрд сомов;

– образование – 28,8 млрд сомов с увеличением на 8,0 млрд сомов;

– социальную защиту – 21,9 млрд сомов с увеличением на
4,5 млрд сомов.

В первом полугодии текущего года для своевременного решения вопросов социально-значимого характера были предусмотрены дополнительные финансовые средства на следующие мероприятия:

– обеспечение продовольственной безопасности – 6,7 млрд сомов (закупка семян, минеральных удобрений, сахара, дизтоплива и пшеницы);

– для обеспечения энергетической безопасности и подготовки к прохождению осенне-зимнего периода были приняты решения Кабинета Министров КР о выделении дополнительных финансовых средств в сумме 12,5 млрд сомов;

– на строительство и реконструкцию социальных объектов социально-экономического значения (в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, автодорог в регионах республики) объемы капитальных вложений увеличены до 11,0 млрд сомов. По итогам первого полугодия профинансировано 5,5 млрд сомов;

– для обеспечения достаточного объема и стабилизации цен на ГСМ выделен бюджетный кредит нефтетрейдерам в сумме 2,0 млрд сомов;

– в рамках развития регионов на развитие города Каракол выделено 885,0 млн сомов;

– на проведение ремонта ирригационных систем – 0,8 млрд сомов и др.

В целях обеспечения фермеров льготными кредитами запущен проект «Кредитование агропромышленного комплекса», в рамках которого в 2022 году планируется выделение средств в размере
10,0 млрд сомов, из них на капитализацию ОАО «Айыл Банк» –
5,5 млрд сомов, ОАО «РСК Банк» – 4,5 млрд сомов.

По итогам первого полугодия текущего года в рамках реализации данного проекта выделены финансовые средства в размере 3,4 млрд сомов (капитализации ОАО «Айыл Банк» – 1,7 млрд сомов и ОАО «РСК Банк» – 1,7 млрд сомов).

В рамках реализации проекта «Финансирование сельского хозяйства – 10» по итогам первого полугодия произведено кредитование 7 417 сельских товаропроизводителей республики на сумму 3 896,6 млн сомов.

В сфере ипотечного кредитования проводится реформа, основной целью которой является обеспечение доступным жильем каждого гражданина, работающего не только в бюджетной сфере, но и в коммерческом секторе нашей экономики.

В прошлом году благодаря работе Кабинета Министров КР были снижены процентные ставки по ипотеке до 4 % и увеличен срок кредитования до 25 лет.

За первое полугодие 2022 года на финансирования ипотечного кредитования с республиканского бюджета в уставной капитал ОАО «ГИК» было выделено более 1,8 млрд сомов, что в свою очередь дало возможность приобрести жилье 845 семьям, что на 113 семей больше, чем за 2021 год.

В этом году предполагается довести финансирование до 6,3 млрд сомов для ипотечного кредитования в рамках государственной программы «Мой дом 2021–2026», в сравнении с предыдущей госпрограммой «Доступное жилье 2015-2020» за 5 лет было выделено всего 6 млрд сомов.

В этом году для строительства жилья ОАО «ГИК» было определено 10 га.

ОАО «ГИК» начаты подготовительные работы по строительству в Баткенской области, г. Джалал-Абад, г. Каракол, г. Бишкек.

В целях формирования эффективной системы государственного управления в туристической отрасли и создания условий для привлечения внутренних и иностранных инвестиций в реконструкцию и развитие туристической инфраструктуры, а также поддержки предпринимателей, занятых в сфере туризма, принято решение о выделении финансовых средств на формирование уставного капитала ОАО «Фонд поддержки развития туризма в КР» в сумме 1,0 млрд сомов. На сегодняшний день выделены 450,0 млн сомов.

По итогам 6 месяцев текущего года сложился профицит бюджета в сумме 2,9 млрд сомов.

На обслуживание государственного долга КР в республиканском бюджете за январь–июнь 2022 года предусмотрены средства в размере 16,5 млрд сомов, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года больше на 540,3 млн сомов, из них:

– на обслуживание внешнего долга – 10,9 млрд сомов;

– на обслуживание внутреннего долга – 5,5 млрд сомов.

В рамках эффективного управления государственным долгом страны проведены следующие значимые мероприятия:

-подписано Соглашение между Министерством финансов КР и Немецким банком развития (KFW) о конверсии долга на сумму14,9 млн евро в пользу ОАО «ГИК» в целях развития системы государственного ипотечного кредитования в КР и улучшения доступности жилья для населения страны;

-принята новая Стратегия управления государственным долгом на 2022–2024 годы;

— подписаны cоглашения между Кабинетом Министров КР и правительствами Франции, Саудовским Фондом развития и правительством Турецкой Республики о приостановлении обслуживания долга на текущий год.

Поделиться