СМИ Казахстана рассказало, как на казахстанском бензине зарабатывают кыргызстанцы

Автор -
9034

Фиксированные цены на топливо в Казахстане оказались привлекательными для граждан соседних государств. Об этом говорится в репортаже казахстанского издания Informburo.kz:

Запрет на вывоз бензина, дизельного топлива, отдельных видов нефтепродуктов в республике действует с ноября прошлого года. 12 июля 2022 года Казахстан продлил срок действия ограничений ещё на полгода. В целях защиты внутреннего рынка правительство намерено пролонгировать запрет по крайней мере до конца года.

Пока бензин нельзя вывозить ни по железной дороге, ни автомобильным транспортом. При этом ограничения не распространяются на вывоз горючего в бензобаках, не подвергавшихся модификации, а также в отдельных ёмкостях объёмом не более 20 литров. Другими словами, автомобильные баки у авто должны быть заводские, а не самопальные. Дополнительно можно залить до 20 литров бензина в металлические канистры.

Однако возможность заработать денег, пусть не совсем законным путём, подталкивает граждан из Казахстана и приграничных стран обходить запреты и вывозить дешёвое топливо. Тому свидетельство – 36 уголовных дел по фактам незаконного вывоза ГСМ, возбуждённых Агентством по финансовому мониторингу с начала года.

Корреспондент Informburo.kz побывал на границе Казахстана и Кыргызстана и убедился, что казахстанский бензин по-прежнему с лёгкостью «перетекает» через государственную границу.

Село Кордай, расположенное на казахстанско-кыргызстанской границе, сегодня в центре повышенного внимания наиболее предприимчивых жителей соседнего государства. Вернее, автозаправки Кордая, где можно разжиться дешёвым и качественным бензином.

Дело в том, что разница в ценах на топливо в двух странах более чем очевидна. Популярная марка бензина АИ-92 на казахстанских АЗС стоит 180 тенге. В Кыргызстане на заправках – в среднем 62 сома, или 372 тенге. Контрафактное топливо предлагают автолюбителям по 56–57 сомов за литр (347–353 тенге). Понятно, что ценовая разница вызвала ажиотаж, который стал источником дополнительного дохода для жителей приграничных регионов.

«Нас не только оставляют без бензина, вычищая АЗС подчистую. Посмотрите, какие пробки на границе! Машинам с кыргызскими номерами чудесным образом удаётся преодолевать межгосударственную границу несколько раз в день, минуя очереди, а обычным авто требуется не меньше трёх часов только в одну сторону», – пожаловался в очереди местный житель Ермек Б., которому время от времени приходится пересекать границу по делам бизнеса.

Автозаправок в приграничном посёлке Кордай не меньше пяти. И везде бензиновая продукция расходится на ура. По словам работника одной из заправок, на протяжении нескольких месяцев тягачи с кыргызстанскими госномерами свободно заправлялись на кордайских заправках. По информации специалистов, у огромных грузовых авто объём бака иногда достигает 500 литров, есть и дополнительный бак таким же объёмом. Некоторые дальнобойщики умудряются провозить по три-четыре тонны за один рейс.

Как сообщили на заправке, сейчас компания ограничила продажи бензина и дизеля. Не больше 15 тонн в сутки по АЗС и не больше 100 литров на один автомобиль. Но это не сильно сократило поток желающих заправиться дешёвым топливом. Те, что вывозят бензин в своих баках, хорошо знают расписание поставок топлива на заправки. И объезжают заправки в определённые часы, заливая на каждой в свои баки по сто литров, разрешённых к реализации одному автомобилю в сутки.

YouTube видео

Отследить, не увеличены ли топливные баки у большегрузов на самих АЗС невозможно, считают работники. Отказать им в услугах АЗС тоже не вправе, поскольку до 80% обслуживаемых автомобилей имеют кыргызские госномера. Нужны иные меры регулирования рынка реализации ГСМ, иначе очереди на казахстанско-кыргызстанской границе не станут меньше даже с окончанием купального сезона на Иссык-Куле.

На кыргызской стороне очередь из автомобилей также оказалась угрожающих размеров. И всего в нескольких километрах от государственной границы на обочине обнаружили точку по продаже контрафактного бензина. В таких точках любой желающий может приобрести топливо в пластиковой таре по ценам ниже, чем на кыргызских АЗС, и сразу им заправить своего железного коня.

Подсчитать, сколько зарабатывают на вывозе топлива, несложно. Для расчётов мы взяли среднюю цену контрафактного товара, предлагаемую местными бензиновыми «воротилами», – 56 сомов за литр, курс валют – 6,2 тенге за один кыргызский сом и стоимость одного литра бензина марки АИ-92 в РК – 179 тенге. В итоге получилось, что с десяти литров участники не совсем законной торговой цепочки кладут в карманы 1 682 тенге, с тонны – почти 170 тысяч тенге.

Бензин из Казахстана стал источником дохода для многих по разные стороны границы. Ещё совсем недавно перевозками занималось около 500–700 машин. Запрет, введённый казахстанскими властями, уменьшил поток авто в два-три раза. Уменьшил, но не остановил. Ежедневно десятки тонн топлива перевозят и казахстанцы, и кыргызстанцы. В перевозках участвуют и легковые авто (их владельцы намеренно увеличивают ёмкости для хранения ГСМ), и многотонные фуры с вместительными бензобаками. При появлении фото- или видеоаппаратуры продавцы убегают в укромное место, но и с товара глаз не спускают.

Автолюбители уверены, что бензин в пластиковых пятилитровках безопасен и отличного качества.  По рассказам таксистов, большинство «торговых» точек продажи бензина расположены на трассе в сторону Иссык-Куля. Сюда устремляется основной автомобильный поток из таксующих и туристов в летнее время. И здесь бензиновый бизнес процветает.

«Бензин АИ-92 и дизельное топливо – это продукты, имеющие социальное значение. На протяжении 30 лет государство стремится удерживать предельные розничные цены, использует для этого и административные меры, и законодательные инструменты. Если сравнивать цены на бензин и дизель у нас, в сопредельных государствах и в целом на мировом рынке, то разница оказывается в два, три, а то и четыре раза. Таким образом государство пытается дотировать население», – прокомментировал дешевизну казахстанских ГСМ эксперт нефтегазового рынка Ерлан Жаукин.

Он считает, что для населения такие цены хороши, для развития экономики – нет. Эксперт разъяснил, как формируется цена на ГСМ в Казахстане. Существуют розничные цены, которые государство рекомендует для автозаправочных станций. С учётом минимальной маржи, постоянных расходов на внутреннем рынке складывается оптовая цена на ГСМ. Далее по этой же схеме формируется цена нефти, по которой она должна зайти на нефтеперерабатывающий завод.

В Казахстане добывают 85 млн тонн нефти. Из них 54 млн добывают на трёх гигантских месторождениях, для которых действуют соглашения о разделе продукции – на Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане. Казахстан на эти объёмы претендовать не может. Фактически республика располагает оставшимися 31 млн тонн нефти. Из них 17 млн поставляется на внутренний рынок.

«Если сегодня цена на нефть на мировом рынке на уровне 96 долларов за баррель, то на казахстанские НПЗ нефть заходит по 20–30 долларов за баррель. То есть в три раза ниже мирового номинала. Таким образом, недропользователь за экспорт нефти получает около 60 долларов за баррель (с учётом расходов), а за поставки на казахстанские НПЗ – около 15 долларов», – привёл расчёты Жаукин.

Казахстанцы привыкли видеть низкие цены на заправках. Если сегодня поднять цены хотя бы на 20 тенге за литр, то стоимость бака объёмом в 60 литров увеличится для потребителей на 1 200 тенге.

Недавно глава государства заявил, что постепенно страна будет переходить на рыночные механизмы ценообразования. Последнее предложение Минэнерго по дифференциации цен – 450 тенге за литр для нерезидентов, 230–260 – для жителей Казахстана. По мнению Ерлана Жаукина, это первый шаг к либерализации рынка.

Параллельно государство должно активно работать над увеличением доходов населения, убеждён эксперт. Например, в апреле подняли акцизы. Таким образом, государство аккумулирует определённые доходы. По логике эти суммы должны отразиться на населении в виде повышения пенсий, минимального размера заработной платы.