В Кыргызстане третий год пытаются посадить экс-президента — «Ритм Евразии» о деле Атамбаева

Автор -
345

    Издание «Ритм Евразии» рассказало о ситуации вокруг уголовных дел против Алмазбека Атамбаева. Ниже полный текст:

    После беспорядков в августе 2019 года бывший глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев находится под арестом. Судебным заседаниям не видно конца, сторонники экс-президента регулярно выходят на пикеты в его поддержку.

    Напомним, что в 2019 году А. Атамбаева лишили неприкосновенности (которая дается экс-президенту) и вызвали на допрос в МВД в качестве свидетеля. Однако он отказался добровольно приходить и заперся в своей резиденции в родовом селе Кой-Таш. Это послужило поводом к спецоперации силовиков.

    7 августа 2019 года спецподразделение спецназа ГКНБ «Альфа» провело неудачную попытку штурма дома Атамбаевых, в ходе которой погиб один человек (полковник, участник штурма), еще шестерых спецназовцев взяли в заложники. На следующий день спецназ МВД провел более удачный штурм и уговорил экс-президента сдаться властям.

    С тех пор А. Атамбаев находится под арестом, ему и группе его сторонников были предъявлены несколько обвинений, в том числе в коррупции. Позже два обвинения – незаконная выдача паспортов гражданам Турции и организация массовых беспорядков – судом были сняты с экс-президента. Тем не менее за особое тяжкое преступление – гибель спецназовца всё равно кому-то придется отвечать.

    Во время одного из заседаний сторонница А. Атамбаева экс-депутат парламента Ирина Карамушкина вступила в полемику с прокурором и заявила, что нынешний президент Садыр Жапаров пришел к власти благодаря койташским событиям. После споров с гособвинителем и судьёй её удалили из зала суда.

    В интервью «Ритму Евразии» Ирина Карамушкина рассказала о ходе судебного процесса и поделилась своим мнением, возможно ли возвращение Атамбаева в большую политику в будущем.

    – Ирина Юрьевна, почему вас удалили из зала суда на предыдущем судебном заседании?

    – Удалили, потому что я обратилась к прокурорам, чтобы они мне объяснили, почему продолжают идти судебные процессы, если политический режим сменился? Поясню, ведь уже как два года назад ушел президент Сооронбай Жээнбеков, страна перешла на президентскую форму правления, сбежали бывшие председатели ГКНБ и глава МВД – они отдавали приказы о штурме в Кой-Таше. В таком случае какие законы мы нарушили тогда в 2019 году? В итоге судья попросил меня покинуть зал, так как я выступала, мол, «не по существу».

    – По-вашему мнению, как долго ещё будет продолжаться судебный процесс по койташским событиям?

    – Койташский процесс пошёл по второму кругу: новый президент, новый судья – и всё началось с самого начала. Хотя адвокаты и участники процесса постоянно задают вопросы судье, почему заказчики «военного штурма» (резиденции Атамбаева) – тогдашние главы силовиков – сбежали из страны, Жээнбекова сместили, а суд по тем событиям продолжается так, как будто ничего не случилось?

    Прокуроры отказались снимать обвинения и продолжили вести уголовные дела. Поэтому я полагаю, что процесс идёт по заказу власти: всех участников и самого главного обвиняемого (Атамбаева) ей надо держать «под колпаком». Они боятся, что новое следствие выявит огромное количество нарушений, в таком случае на скамью подсудимых сядут многие влиятельные фигуры из МВД, прокуратуры и даже суда.

    Если пересмотреть все уголовные дела, заведенные на Атамбаева, то, значит, надо будет посадить человек 20. При этом стоит заметить, что в Кыргызстан начали возвращаться члены команды сбежавшего президента Курманбека Бакиева, при котором в 2010 году расстреляли десятки митингующих. Многие из них вернулись работать в госструктуры, они тоже могут мстить Атамбаеву за то, что он был активным участником свержения клана Бакиевых.

    – Каковы шансы на то, что Атамбаева оправдают и он выйдет на свободу?

    – Алмазбека Атамбаева в любом случае когда-то оправдают, так как нет никаких прямых доказательств его вины, отсутствует намеренно нанесенный вред стране. Все показания, которые есть, исходят от «сотрудничающих со следствием». Атамбаева уже оправдали по делу  строительства школы, по организации массовых беспорядков, хотя в свое время зачем-то открывали эти уголовные дела. Однако доказательств не было и его оправдали.

    Также стоит напомнить, что закрыли уголовные дела в отношении Фарида Ниязова (руководил аппаратом президента при Атамбаеве) по октябрьским событиям, его год держали в СИЗО. Бывшего президента боятся выпускать, он за эти три года заключения в СИЗО еще нарастил авторитет и получил народной поддержки больше чем те, кто устроил на него гонения три года назад.

    – Возможно ли возвращение А. Атамбаева в политику после окончания всех судебных процессов?

    – Я думаю, что Алмазбек Атамбаев, скорее всего, не станет возвращаться в большую политику. Он сам как-то говорил, что готов остаться лидером социал-демократической партии, вести партийную работу, воспитывать новые кадры, но сам в первых рядах больше не пойдёт! Да и здоровье уже не то. Может быть, в тандеме с сильной, яркой личностью на политическом поле, а так вроде нет желания… или может устал за три года сидения в СИЗО.

    Хотелось бы добавить, что вся страна в курсе, что представители Социнтерна из 63 стран мира обратились к нашим властям с просьбой пересмотреть уголовные дела на Атамбаева или хотя бы освободить под домашний арест и дать ему возможность выехать на лечение. Здоровье у него сильно ухудшилось, ему требуется лечение в больнице.

    Такое же заявление делали представители Госдумы РФ, которые полтора месяца назад приезжали в страну по приглашению социал-демократов. Представитель секретариата партии «Справедливая Россия» два часа простоял возле стен СЗИО, так как ему обещали встречу с Атамбаевым, но потом вдруг передумали. Всё это говорит о неуверенности и нерешительности власти, скорее всего, ими кто-то манипулирует, они сами не могут принять решение по Атамбаеву, –  полагает Ирина Карамушкина.

    Политолог Бакыт Бакетаев в комментариях «Ритму Евразии» сообщил, что во время своего президентства А. Атамбаев успел испортить отношения со многими, что сказывается на его нынешнем положении.

    – Алмазбек Атамбаев во время правления нажил очень много сильных, опытных и влиятельных врагов, – говорит Б. Бакетаев. – Он сделал ставку на молодежь, которая естественно, не смогла поставить в его защиту надёжный заслон. В итоге его ранее единая команда распалась на различные некоординируемые части, в том числе раскололась его партия СДПК. А ведь в управлении государством очень большое значение имеет совокупный политический и жизненный опыт членов президентской команды.

    Полагаю, что сейчас все понимают, что судебный процесс над экс-президентом имеет не только политический, но и философский окрас. Выход или не выход на свободу Атамбаева зависит от него самого. Если он захочет, то должен найти способы выйти из заключения.

    – Почему в Кыргызстане на уходящих президентов (за редким исключением) заводят уголовные дела?

    – Это обычное явление в демократических странах, когда после ухода главы государства проверяют законность его решений. Даже в США сейчас активно расследуют деятельность экс-президента Дональда Трампа, недавно ФБР обыскало его загородную виллу, скорее всего, на него тоже возбудят уголовное дело.

    В условиях Кыргызстана также стоит учитывать, что обвинение по статье «Коррупция» (которая имеет широкое поле для толкований) предъявляется легко: оно как мяч, куда пнешь, туда и покатится. Поэтому любой бывший президент находится в зоне риска, ему всегда можно предъявить обвинение в коррупции и других экономических злоупотреблениях, – считает политолог.

    Напомним, что всего в Кыргызстане было пять президентов (плюс один временный – Роза Отунбаева). Аскар Акаев после свержения в 2005 году находился в Москве, но в прошлом году с него сняли обвинения, и он приезжал погостить в Бишкек. Курманбек Бакиев с момента своего бегства из страны (2010 год) находится в Белоруссии, Алмазбек Атамбаев ушел в отставку по истечении срока своих полномочий в 2017 году. Не считая действующего президента, только Р. Отунбаева и С. Жээнбеков избежали возбужденных против них уголовных дел.