Кейс с блокировкой информационного агентства 24.kg показывает, что закон о защите от недостоверной информации является ничем иным как административным ресурсом против СМИ. Об этом заявил «Институт Медиа Полиси», комментируя решение Минкультуры заблокировать сайт 24.kg, которое позже было отозвано.
Организация считает, что закон был принят незаконно, в нарушение Конституции страны, а теперь используется для преследования независимых СМИ. Он позволяет госоргану без суда и следствия блокировать сайты.
«Это новое лицо цензуры для Кыргызстана и, по-видимому, указывает на намерение установить государственный контроль над независимыми новостями», — отмечает «Институт Медиа Полиси».
26 августа информационное агентство 24.kg сообщило о попытке блокировки сайта. Отмечается, что Служба по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития разослала интернет-провайдерам письмо, согласно которому по решению Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики надлежит приостановить работу сайта или страницы сайта 24.kg сроком на два месяца.
«Чиновники в своем письме ссылаются на норму закона «О недостоверной (ложной) информации», инициатором которого была Гульшат Асылбаева. В письме не указано, какая именно публикация стала поводом для блокировки. Не сообщается также, кто обратился с жалобой на СМИ», — сообщило 24.kg.
При этом также отмечается, что в ответ на обращение СМИ в Минкультуры сообщили, что решение о блокировке уже отозвано, и операторам связи уже направлено соответствующее письмо.
Однако, по данным 24.kg, отдельные провайдеры успели заблокировать сайт информационного агентства.
Законопроект «О защите от недостоверной и ложной информации» (в старой редакции назывался «О манипулировании информацией») был принят летом 2021 года. Президент подписал его 23 августа. Согласно закону, кабмин может без решения суда заблокировать любой сайт, где, по его мнению, публикуется фейковая информация.
В феврале 2022 года стало известно, что Министерство культуры, информации и молодежной политики разработало положение по реализации закона. Согласно документу, Министерство цифрового развития будет принимать жалобы и заявления и заниматься временным закрытием сайтов, признанных распространяющими недостоверную информацию.
Общественность не раз выражала опасения, что этим законом власти хотят «обуздать» свободу слова в стране, и в ходе нескольких акций просила парламент отклонить законопроект. Ряд международных организаций также раскритиковал закон, отметив, что документ ограничивает свободу слова и свободу выражения мысли. Например, международная организация Human Rights Watch призвала президента Садыра Жапарова наложить вето на документ.