Кыргызстан мог бы взять на себя освоение российской глубинки

Автор -
246

Одним из столпов Евразийского агентства стратегических инициатив должна стать аграрная повестка.

Планы развитие догоняющих экономик регионов ЕАЭС и взаимодействия с этой целью национальных агентств стратегического планирования поднимались руководством экономических ведомств государств Союза и ЕЭК на полях ЕПМС 26 августа 2022 года.

Как отметил министр экономики и коммерции Кыргызской Республики Данияр Амангельдиев, государства-члены ЕАЭС в 2022 году столкнулись с рядом вызовов.

— Для сохранения и повышения положительной макроэкономической динамики и поступательного роста требуется принятие совместных мер для устойчивого экономического развития, поддержания стабильного роста производства, обеспечения продовольственной безопасности, а также содействия инвестиционной активности, — приводит слова министра пресс-служба ЕЭК.

Одним из основных вопросов повестки стало обсуждение подходов к финансированию развития догоняющих экономик регионов ЕАЭС. ЕЭК предложила использовать наработки Агентства стратегических инициатив (АСИ) – проектного офиса при Президенте Российской Федерации. Такая возможность уже обсуждалась на совещании руководителей экономических ведомств и на заседании рабочей группы в ЕЭК.

По словам министра по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергея Глазьева, предлагается не создавать новый институт, а строить работу на основе консорциума национальных агентств стратегического планирования.

— Целью деятельности такого консорциума может стать выработка общей методологии для оценки инвестиционных проектов, подготовка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности, содействие регионам в привлечении инвестиций и в подготовке инвестпроектов, — уточнил Сергей Глазьев.

Вопрос комплексного инвестирования вставал и ранее, и катализатором послужили международные потрясения, связанные с пандемией коронавируса, пришедшиеся на 2020 год. Этот период эксперты называли «лакмусом» интеграционной модели в Евразийском экономическом союзе. Потрясения в экономике, вызванные пандемией, прошли для стран ЕАЭС заметно более гладко в сравнении с внеблоковыми территориями, что ярко показало преимущества интеграционного процесса. Заметнее стали направления, которые необходимо сделать приоритетными для снижения ущерба от подобных вызовов. Этот краеугольный камень лег в основу всех международных платформ последних лет, где драйвером являются партнеры по евразийской повестке – от Петербургского до Арктического и Восточного экономического форумов, и делового форума ЕАЭС «Интеграция».

Экономические аналитики склоняются к мысли о том, что задача, стоящая перед участниками интеграции – распознать свои сильные и слабые стороны, успехи, недоработки, держаться перспективы.  Следом должен быть шаг, опирающийся на взаимное доверие – вовремя открыть эти свойства у себя и у партнёра, и поддержать их совместный рост. Среди последних есть и такие, о которых мало, кто задумывается.

В частности, вице-президент открытого акционерного общества «Кыргызиндустрия» Жыргалбек Сагынбаев одним из таких перспективных направлений считает земледелие.

— Мне представляется странным, — говорит он, — что до сих пор никто толком не обратил внимания на этот перспективный проект совместного сотрудничества России и Кыргызстана. Во время своих поездок по России я бывал в Ульяновской, Белгородской и Курской областях. Там наши кыргызы живут целыми семьями, обрабатывая землю, которая до этого была фактически брошенной. Они берут ее в аренду у государства, возделывают и потом собирают хорошие урожаи. Очень много наших и в Оренбургской области. В Ульяновской и Белгородской областях я видел брошенными целые поселки, где кроме домов ничего нет. Я спрашивал губернаторов: почему это произошло? Они отвечают: «Что поделать, если народ уезжает в города, а земли остаются пустыми и необработанными?».

По словам эксперта, если кыргызских земледельцев поддержать на уровне российских властей, то обоюдная выгода от этого шага вырастет во сто крат. На локальном уровне такие вопросы решаются с трудом, в силу чего оптимальным вариантом могут быть крупные деловые модели – международные экономические форумы. Поддержанная высшими должностными лицами кооперационная модель, где умение кыргызского народа выживать в бедной и малопригодной для сельскохозяйственных работ местности, будет успешной в российских условиях.

— В самом Кыргызстане земли, пригодной для сельскохозяйственной обработки, очень мало. В республике 70% территории — это горы. Все остальное в справочниках обтекаемо называют: «остальные горы и равнины». Для сравнения: в России удельный вес пашни, например, в составе сельскохозяйственных угодий составляет 65-75%. В Кыргызстане этот показатель равен 12,1%. Поэтому, те, кто хочет жить и работать на земле, будут обрабатывать ее везде, где им представится такая возможность, — считает Жыргылбек Сагынбаев.

 Алишер Кайыпов