С 1 января 2022 года в Кыргызстана действует новый Налоговый кодекс, нормы которого в значительной степени изменили систему регулирования налогообложения в стране.
Изменения коснулись и отечественных сельхоз производителей – предприятий переработчиков и фермеров. Так, согласно статье 4 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» от 18 января 2022 года № 4 все сельхозпроизводители обязаны пройти учетную регистрации до 1 сентября 2022 года, в обратном случае переработчики, закупающее продукцию у сельхозпроизводителей автоматически становятся налоговыми агентами будут обязаны удержать 10% подоходного налога из выручки.
Ассоциация развития Агропромышленного комплекса (АПК) считает, что вышеуказанное изменение приведёт к росту цен на продовольственные товары и социальной напряженности в регионах, где в сельском хозяйстве задействовано около полумиллиона человек.
Также Ассоциация заявляет о том, что учитывая угрозу продовольственной безопасности в стране, высокий уровень импортозависимости даже по социально значимым продуктам питания, государство должно создавать дополнительные условия для фермеров, а не создавать новые административные барьеры для их деятельности.
В связи с чем, Ассоциация от имени субъектов агропромышленного комплекса – сельхозпереработчиков и фермеров просит полностью отменить требование об обязанности прохождения учетной регистрации.
Или в случае невозможности полной отмены данного требования, в качестве возможного альтернативного решения просит рассмотреть предложение Ассоциации об отмене данного требования только для сельхозпроизводителей, и оставить действие данного положения для всех остальных субъектов, подпадающих под требование о прохождении учетной регистрации, то есть изложить подпункт б) пункта 10) статьи 108 Налогового Кодекса в следующей редакции: «категорий налогоплательщиков, статус которых предоставляет право уплачивать налоги по отдельно установленным правилам, включая сельскохозяйственный кооператив, торгово-логистический центр сельскохозяйственного назначения, машинно-тракторную станцию».
Также, в рамках предложения по вынесенному на общественное обсуждение проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере налогообложения», Ассоциация просит рассмотреть возможность разрешения фермерам вести предпринимательскую деятельность на основании справки с айыл окмоту о наличии земельного участка сельхоз назначения/приусадебного участка, то есть добавить в статью 201 пункт 5), устанавливающую, что выплата дохода физическому лицу, не находящемуся с ним в трудовых отношениях, приводит к возникновению у налогового агента обязанности уплаты подоходного налога им как источником дохода от суммы такой выплаты, за исключением дохода «выплаченного физическому лицу, занимающемуся сельскохозяйственной деятельностью (фермеру), действующего на основании подтверждающего документа от исполнительного органа местного самоуправления», соответственно позволить фермерам оформлять торговые сделки в упрощенном порядке.
Ассоциация считает, что данные вопросы сегодня являются наиболее актуальными для фермеров и перерабатывающих предприятий, и их решение окажет положительное влияние на развитие агропромышленного комплекса в Кыргызстане, а также поможет значительно улучшить состояние экономики страны в целом.