Станет ли Новым Узбекистан?

Автор -
486

    В последний день августа Ш. Мирзиёев, поздравив узбекистанское общество с Днем независимости, предложил 5 задач по построению Нового Узбекистана. Напомним, Стратегия развития Нового Узбекистана принята в конце января, и рассчитана на реализацию до 2026 года. О них в своей статье на check-point.kz рассказал казахстанский политолог Талгат Мамырайымов.

    Как заявил Шавкат Мирзиёев, в Новом Узбекистане государство будет ориентировано на улучшение жизни каждого гражданина. Более того, по словам Мирзиёева: «Новый Узбекистан – это открытое и справедливое общество, заботящееся о каждом своем гражданине». И в этом деле первой задачей заявлено создание в системе образования всех условий для получения детьми современных качественных знаний и навыков.

    Вторая задача — построение независимой судебной системы, которая является главной основой «верховенства закона и справедливости». Третьим пунктом рабочей программы Нового Узбекистана выступает развитие экономики, сферы бизнеса, в том числе с целью создания дополнительных рабочих мест, сокращения бедности, повышения доходов населения. В-четвертых, планируется расширение доступа населения к более качественной и квалифицированной медицинской помощи. Пятая задача заключается в обеспечении узбекистанцев чистой питьевой водой, что, согласно международным стандартам, является составной частью достаточного уровня жизни. Благо, что коммунальная инфраструктура Узбекистана нуждается в модернизации, в том числе линии электропередач и подстанции. А это – масштабная задача, требующая больших инвестиций.

    Осилит ли все эти задачи действующая власть Узбекистана? Скорее всего, да, ибо второй узбекистанский президент уже сделал для этого хороший задел. В предыдущие годы правления Ш. Мирзиёева в Узбекистане осуществлен ряд реформ в области экономики и социальной сферы, существенно улучшивших уровень жизни достаточно значительного числа узбекистанцев. В настоящее время осуществляется диверсификация экономики Узбекистана, которая, возможно, позволит ей через несколько лет стать самой инновационной в Центральной Азии. Также следует отметить некоторую оттепель в политической сфере, когда существенно уменьшились преследования инакомыслящих, а некоторых из них выпустили из тюрем. Конечно, все эти результаты не могут не радовать, не вселять определенную надежду на то, что в будущем Узбекистан достигнет более впечатляющих результатов в деле построения открытого, развитого общества.

    Тем не менее, сегодня есть определенные проблемы практически во всех сферах жизни Узбекистана. В частности, независимый узбекистанский журналист, блогер, автор телеграм-канала «Голос Джельсомино» Ринат Сагитов в комментарии для Сheck-point.kz заявил: «Я работал в СМИ и могу сказать, что цензура в Узбекистане есть. Опишу известный случай с штрафом за публикацию религиозных материалов: один из учредителей и руководителей интернет-издания Кун.уз. Махсуджон Аскаров оштрафован на 12,25 млн сумов ($1,1 тыс.) за материалы религиозного содержания, не прошедшие теологическую экспертизу, которые были опубликованы на сайте. Но в этот же момент ст. 67 Конституции РУз гласит: «Цензура не допускается». Как же так? Президент говорит о недопустимости цензуры, Конституция цензуру также запрещает».

    Согласно данным Всемирного банка, в прошлом году около 7,5% граждан Узбекистана жили ниже черты бедности. Р. Сагитов уточняет: «Помощь социально уязвимым слоям населения усилилась. В частности, пособие по безработице увеличилось до 745 тысяч сум, около 70 долларов США. Однако, несмотря на увеличение пособия, его размер явно недостаточен для удовлетворения нужд человека. Есть адресная помощь, которая выплачивается, например, малоимущим или пенсионерам. Но, несмотря на положительные тенденции, по моему мнению, социальная помощь явно недостаточная. Особенно уязвимы пенсионеры — минимальная пенсия в Узбекистане составляет около 65 долларов США».

    По оценке Всемирного банка, многие узбекистанцы живут рядом с чертой бедности, и находятся под риском потери доходов. Дело в том, что в каждом шестом домохозяйстве Узбекистана кто-то из семьи работает за границей, в основном в России. А, как писали разные источники, есть высокая вероятность того, что к концу года значительная часть трудовых мигрантов из Узбекистана потеряет работу в России. Да, пока у мигрантов есть работа в России. По российским статданным, во 2-м квартале текущего года в Россию въехало рекордное количество мигрантов (4,16 млн), из которых 75% указали работу в качестве цели приезда, что есть наибольшие показатели за последние 6 лет. При этом почти половина всех этих мигрантов – граждане Узбекистана (1,54 млн человек, или 49,6%). Кстати, это на 416,2 тысяч человек (на 36,9%) больше, чем во втором квартале 2021 года. Рост интереса мигрантов к работе в России обусловлен преимущественно высоким курсом рубля по отношению к их национальным валютам (стран ЦА). За счет чего их заработки в пересчете на валюту своих стран выросли. Вдобавок в прошлом году в России была объявлена «миграционная амнистия», что повышает привлекательность российского рынка труда.

    Р. Сагитов замечает: «По имеющимся у меня данным из открытых СМИ, количество мигрантов из Узбекистана в России растет, это связано с укреплением рубля к мировым валютам, и низкими зарплатами в Узбекистане. Поток мигрантов усиливается, я лично связываю этот процесс с отсутствием реального производства в Узбекистане. Именно реальное производство дает массу рабочих мест». Кроме этого, есть поводы сомневаться относительно безукоризненности деятельности узбекистанских властей по обеспечению работой своих граждан. Так, недавно выяснилось, что большинство узбекистанских трудовых мигрантов, поехавших в начале июня в Сербию на сборы урожая, сербские работодатели отправили обратно в Узбекистан.

    Причем эти работодатели грубо нарушили условия трудового договора. Вместе с тем данных мигрантов на заработки в Сербию отправило Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. А в конце августа стало известно, что группа узбекистанских студентов, отправленная на учебу в Краснодар и Кубань, там осталась без жилья, поскольку их выгнали из общежития вуза. Сообщается, что по контракту не поступили деньги из Узбекистана на счет вуза, и поэтому договор был расторгнут. Нельзя исключать, что и есть другие такого рода примеры, о которых общественности неизвестно.

    Между тем, согласно прогнозам экспертов, российский экономический кризис, вызванный войной в Украине, будет замедлять рост ВВП Узбекистана в этом году. Помимо этого, нужно понимать, что сегодняшний высокий курс рубля – искусственный, и долго он не продержится. По крайней мере, он не обеспечен экономической ситуацией в России. Тем самым узбекистанская социальная сфера, видимо, будет испытывать большое давление в скором времени, что станет вызовом для властей Узбекистана. Уже сейчас в стране после первых месяцев войны в Украине наблюдается рост цен на продукты питания и товары первой необходимости, что, разумеется, бьет в первую очередь по простым узбекистанцам. Впрочем, в идее Нового Узбекистана есть некоторые параллели с казахстанским проектом Нового Казахстана. Важно отметить, что в случае с Казахстаном — это идея по преодолению социально-политического кризиса.

    То есть после событий в Каракалпакстане власти Узбекистана, предлагая 5 вышеобозначенных задач, по-видимому, полагают, что в стране сложилась напряженная социальная ситуация. Можно предположить, что во многом поэтому узбекистанские власти сейчас активно используют информационные кампании по переключению внимания общества на менее политически опасные проблемы, например, на «возмутительную» вырубку деревьев, «падишахское» поведение хокимов, принимающих людей «с челобитными», как подданных, и тому подобное. Р. Сагитов отмечает: «Связь власти и населения существует. Однако она не всегда действенна. В интернете масса обращений граждан к Президенту страны свидетельствует нам о том, что власти на местах не могут решить проблемы граждан. Естественно, если бы власти на местах решали проблемы граждан, то подобных обращений не существовало».

    В новом Узбекистане человек и развитие его возможностей обозначены как главная цель деятельности государства. В этой связи в качестве конкретного примера возьмем того же Р. Сагитова. Он в настоящее время является безработным, что вызывает недоумение. На сегодня он относится к числу одних из самых видных русскоязычных узбекистанских блогеров. Его телеграм-канал «Голос Джельсомино» имеет 3,1 тысячи подписчиков, его посты в Фейсбуке получают большой отклик и многочисленные перепосты. Его мнение находит отражение в разных СМИ.

    Поэтому удивительно и непонятно, как может быть так, чтобы такими специалистами пренебрегали в Узбекистане? Тем более если они способны участвовать в развитии диалога с простыми узбекистанскими гражданами. Хотя, может быть, стратегия Новый Узбекистан избирательно относится к людям?