Из истории наблюдений можно сделать вывод, что период относительно низкого роста цен в Кыргызстане (2017 — 2019 гг.) и, соответственно, низких ценовых ожиданий закончился. Последствия пандемийного шока в виде стимулирования экономической активности наращиванием денежной массы в мировой экономике до сих пор сказываются на росте цен во всем мире, что, несомненно, будет отражаться и на ценах в стране. Следует ожидать сохранение высоких инфляционных ожиданий среди населения еще в течение минимум одного года, пока не произойдет стабилизация цен как на
мировых, так и на внутреннем рынках, говорится в отчете о денежно-кредитной политике за второе политике Национального банка КР.
По данным опроса НСК КР, инфляционные ожидания во II квартале 2022 года стабилизировались после мартовского ценового шока. Ожидаемая инфляция в ближайшие три месяца у населения составила около 28,7 процента, и второй квартал подряд удерживается на самом высоком уровне в истории наблюдений. Ожидания населения по поводу будущего роста цен явно замедлились. Ежемесячные опросы,
проводимые НСК КР среди предприятий, показали снижение инфляционных ожиданий фирм с апреля текущего года. По итогам июня ожидаемая инфляция предприятий в ближайшие 12 месяцев составила 20,7 процента.
Инфляционные ожидания населения во II квартале 2022 года замедлились по сравнению с предыдущим периодом, но удерживаются на рекордно высоком уровне. Доля респондентов, ожидающих ускорение роста цен, немного снизилась и составила около 44,4 процента. Тогда как доля людей, ожидающих замедление роста цен или его отсутствие, напротив, увеличилась, что объясняется уже произошедшей корректировкой цен, по мнению участников опроса. Ценовые ожидания населения заметно выше наблюдаемой инфляции, которая немного увеличилась на фоне общего роста цен.
Стабилизация обменного курса во II квартале текущего года позитивно сказалась на динамике цен и ценовых ожиданиях населения. Однако у населения (при условии сохранения высоких инфляционных ожиданий достаточно продолжительное время) может измениться потребительское поведение, что в перспективе будет стимулировать
рост цен.
В июне ценовые ожидания предприятий продолжили снижение второй месяц подряд. Доля опрашиваемых предприятий, ожидающих ускоренного роста цен в ближайшие 12 месяцев, немного уменьшилась до
35,6 процента, но с конца 2021 года остается на относительно высоком уровне.
При этом доля предприятий, ожидающих снижение общего уровня цен на ближайший год, уменьшилась до 5,2 процента, что является наименьшим значением за все время наблюдений. Спад инфляционных ожиданий предприятий во II квартале текущего года происходил на фоне укрепления обменного курса сома к доллару США и объясняется уже произошедшим скачком цен в марте и апреле.
Однако ситуация с временной нехваткой наличной иностранной валюты вносит неопределенность для некоторых предпринимателей, деятельность которых так или иначе связана с закупкой импортных комплектующих и промежуточных товаров. Часто такие операции в силу разных обстоятельств проводились по отлаженным схемам в наличной форме (преимущественно с использованием долларов США). В нынешних условиях предприятиям потребуется время для адаптации под новые реалии, что в перспективе может сказаться на увеличивающихся издержках в производстве товаров и услуг.
По прогнозам профессиональных аналитиков, возвращение темпов прироста инфляции ближе к среднесрочному ориентиру Национального банка (5-7 процентов) ожидается ближе к концу 2023 года. Так, экономисты МВФ в апреле этого года прогнозировали рост цен в республике около 6,4 процента на конец 2023 года, тогда как эксперты ЕАБР в мае текущего года ожидали годовую инфляцию за 2023 год около 4,6 процента. В целом в основе всех прогнозов международных организаций лежит идея стабилизации ситуации на внутреннем рынке Кыргызстана, а также присутствие эффекта высокой базы прошлого года.