За 7 месяцев 2022 года товарооборот Кыргызстана с Таджикистаном составил всего 3,2 млн долларов. За год взаимный товарооборот упал в 7 раз. Обострение отношений в последние годы привело к тому, что соседние государства с общим рынком в 16 млн человек почти прекратили торгово-экономические отношения, пишет Азаттык.
Больше всего страдают приграничные регионы двух стран, некогда имевшие тесные торговые связи. Кыргызстан получал хлопчатобумажную пряжу, овощи и фрукты, поставляя взамен ГСМ, стройматериалы и товары народного потребления. Вернуть былую торговлю, по крайней мере в обозримом будущем, кажется нереальным. Приграничные стычки уже перерастают в крупные вооруженные столкновения с десятками жертв, а отношения между странами за последние десятилетия достигли своей низшей точки.
ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО КОНТРАБАНДА
Еще в 2019 году объем товарооборота между Кыргызстаном и Таджикистаном составлял 67,7 млн долларов. В 2020 году, из-за пандемии, он сократился вдвое — до 37,2 млн долларов. В 2021 году после апрельских столкновений Бишкек в одностороннем порядке закрыл границы «до решения всех вопросов», а объем торговли составил 27,9 млн долларов.
В январе-июле 2022 года показатель упал до 3,2 млн долларов. Это в четыре раза меньше объема товарооборота Кыргызстана с Афганистаном, с которым, казалось бы, вообще нет никаких торговых отношений.
«Я не знаю, каким образом ведется официальная торговля, но нам полностью запретили экспортировать товары. Даже транзитом через Узбекистан. Осталась разве что контрабанда, она все еще продолжается», — говорит предприниматель Жыргалбек, поставлявший на таджикский рынок курятину.
ГКНБ Кыргызстана признает продолжающуюся контрабанду, периодически публикуя фотографии задержанных. А депутат парламента Адахан Мадумаров ранее заявил, что сотрудники спецслужбы сами покрывают контрабандистов, из-за чего глава комитета Камчыбек Ташиев даже пригрозил посадить его. Наличие контрабанды не скрывает и президент Садыр Жапаров. «Контрабанда побеждена на 90 процентов», — говорил он в июне, комментируя перепалку депутата с главой ГКНБ.
Основной контрабандный товар – ГСМ, который Кыргызстан получает из России. В Таджикистане же самые высокие в Центральной Азии цены на бензин и дизельное топливо.
Закрытие границ между Кыргызстаном и Таджикистаном в свою пользу обернул граничащий с обеими странами Узбекистан. Большую часть кыргызских поставок в Таджикистан составлял реэкспорт китайских и российских товаров, который перехватили узбекские предприниматели. Даже продукция кыргызстанского производства теперь поставляется транзитом через Узбекистан, подтверждает глава Таможенной службы Таджикистана Хуршед Каримзода.
Минимальные объемы торговли – это поставки, которые кыргызстанским предпринимателям удалось сохранить даже в условиях закрытых границ.
«Торговля между Кыргызстаном и Таджикистаном стала вестись через Узбекистан и его пограничные переходы. Она сократилась до совсем уже мизерных значений, но не ушла в ноль», — поясняет кыргызстанский экономист Эсен Азамат.
Основными статьями кыргызстанского экспорта в Таджикистан в прошлом году были нефтепродукты, пластмассовая тара, стекло, вакцины и лесоматериалы – товары, от импорта которых целиком зависит сам Кыргызстан.
ОТНОШЕНИЯ НА ДНЕ
Наиболее тесные торговые связи традиционно велись между Баткенской областью Кыргызстана и Согдийской областью Таджикистана. Вооруженные столкновения свели на нет приграничную деловую активность, отчего страдают обе стороны.
«Сокращение приграничной торговли вызывает обеспокоенность, так как несколько сельскохозяйственных районов на севере Таджикистана зарабатывают на жизнь продажей своего урожая. Конфликты не в интересах какой-либо страны: ни в интересах Таджикистана, ни Кыргызстана», — говорил в начале года начальник Согдийского таможенного управления Бахром Исматуллозода.
Но рассчитывать на возобновление торговли в ближайшем будущем не приходится. После столкновений 16 сентября, самых крупных за все время приграничных конфликтов, стороны впервые обвинили друг друга в вооруженной агрессии. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в своем выступлении на Генассамблее ООН заявил, что таджикская сторона, нарушив все ранее достигнутые договоренности, атаковала пограничные и гражданские объекты по всему периметру госграницы. Территориальные споры Кыргызстана и Таджикистана на столь большой площадке озвучены впервые.
«Как можно оценить взаимоотношения между двумя государствами, когда они только что столкнулись в самом ужасном, в самом кровопролитном противостоянии? Конечно же это самая низшая точка в отношениях двух стран. К сожалению, она может стать еще хуже, если необходимая траектория развития событий не будет достигнута, и стороны не перейдут на мирный, дипломатический подход к разрешению своих споров. Если в апреле 2021 года мы констатировали самое большое ухудшение отношений, то сегодня оно ухудшилось, стало еще сильнее, еще глубже. Обе стороны, не ограничиваясь в риторике, осуждают друг друга в агрессии», — говорит политолог, профессор Американского университета в Центральной Азии Эмиль Джураев.
По мнению экономиста Илимбека Абдиева, Кыргызстану уже нет смысла рассчитывать на таджикский рынок. Закрытые границы создают возможности для начала собственной переработки сырья, которое традиционно поставлялось на предприятия Таджикистана, считает он:
— Для Баткенской области значительную часть потенциального экспорта составляет экспорт урюка. Необработанный урюк Баткенская область должна самостоятельно перерабатывать и отправлять на экспорт в другие страны. Поэтому есть смысл 80% экспортируемого урюка перерабатывать на собственных предприятиях […] После акта агрессии нет необходимости экспортировать в Таджикистан, более того, есть смысл отключить Таджикистан от Интернета из Кыргызстана и выйти из всех торговых и экономических связей.
Бывший заместитель министра экономики Эльдар Абакиров также уверен, что без решения приграничных споров соседям сложно вернуть былые торгово-экономические отношения. «У нас есть потенциал увеличить объемы двусторонней торговли в десятки раз. Но для этого прежде всего необходимо завершить делимитацию и демаркацию границ, обеспечить приграничную безопасность и только потом думать над наращиванием торговли. Без этого мы не можем рисковать своими людьми и землями», — отметил он.
Президент Садыр Жапаров, выступая на генассамблее ООН в Нью-Йорке, заявил, что Кыргызстан готов к продолжению переговоров с Таджикистаном в любом формате, чтобы скорее решить все спорные приграничные вопросы.
Таджикистан – единственная соседняя страна, с которой нет активных экономических отношений. Доля Таджикистана во внешней торговле Кыргызстана в настоящее время составляет всего 0,1%. Китай, Казахстан и Узбекистан являются одними из главных торговых партнеров Кыргызстана.