В Китае начались интересные эксперименты с электромагнитной левитацией, с помощью которой легковые автомобили смогли приподняться над дорогой и пролететь значительный участок по специально оборудованной дороге.
Эти тесты обнадеживают инженеров и позволяют судить о возможности практического применения автомобилей, оборудованных системами магнитной левитации. Как эти системы работают и насколько эффективны? Об этом пишут СМИ.
Для того, чтобы заставить автомобиль взлететь над дорогой, китайские инженеры построили 8-километровый испытательный полигон в городе Чэнду. Работы проводились учеными из Юго-Западного университета Цзяотун. В дорожное полотно были встроены электромагниты на постоянном токе. Прямая и ровная дорога была оснащена отбойниками, не дающими транспортным средствам изменить траекторию и потерять управляемость.
В качестве опытных транспортных средств использовались серийные автомобили, в кузов которых тоже были интегрированы генераторы электромагнитных полей, позволяющих создать поле достаточной напряженности, чтобы поднять в воздух 2,8-тонную машину. При этом более половины массы транспортного средства составляло оборудование для левитации. Машина могла самостоятельно въезжать на магнитную дорогу и покидать ее в случае необходимости.
«Эти первые эксперименты призваны продемонстрировать, что магнитная левитация вполне реализуемый проект, — рассказывает профессор Дэн Цзыган (Deng Zigang) из Юго-Западного университета Цзяотун в городе Чэнду. — Эта технология базируется на уже существующем оборудовании от поездов на магнитной подушке. Если удастся перенести эти технологии в сферу применения личного транспорта, то можно получить суперскоростные автострады, позволяющие экономить топливо».
Магнитные магистрали
Задумка инженеров состоит в следующем. Передвигающийся по городу электрокар тратит энергию из собственных батарей, емкость которых небезгранична. Для междугороднего путешествия этой энергии не хватит. Поэтому в будущем международные транспортные коммуникации могут перейти на магистрали с системами маглев, то есть магнитной левитации. Представим, что электромобиль выезжает на электромагнитную проезжую часть, где получает энергию за счет индукции и управляется уже из единого центра автомагистрали. Машина передвигается на автопилоте, а по достижению конечного маршрута она сходит с автоматизированной полосы и водитель может взять руль в свои руки.
В проведенных в Чэнду экспериментах принимали участие восемь автомобилей разных размеров. Машины отрабатывали различные варианты передвижения, в том числе и скоростной на магнитной подушке. На 8-километровом участке трассы им удалось разогнаться до 200−230 км/ч.
Однако были выявлены и недостатки, касающиеся работы магнитной подушки. При порывах ветра или в силу иных внешних факторов автомобили касались колесами земли, вызывая колебания кузова, грозящие привести к потере управляемости.
В общем, левитирующие технологии необходимо еще доводить до ума.
Летающий поезд
Китайские инженеры достигли заметных успехов в развитии технологий маглев (от англ. magnetic levitation). В Шанхае уже действует поезд на магнитной подушке, который способен разгоняться свыше 430 км/ч. Передвигается он не по рельсам, а по бетонной дороге, с встроенным внутрь полосы оборудованием для создания мощного поля. Расстояние в 30 километров поезд на магнитной подушке преодолевает за 7 минут и 20 секунд. Торможение и ускорение осуществляются за счет электромагнитной силы. На кратковременных участках поезд достигает максимальной скорости и удерживает ее в течение двух минут. Поезд имеет колеса, на которые встает перед тем, как выехать на завершающий участок маршрута.